Работа в парламенте не должна оставлять депутатам времени на получение высшего образования — приходить в правительство должны уже образованные люди. Тем не менее депутаты, «получающие магистра» параллельно с парламентской работой — для Латвии норма. Равно как и депутаты без необходимого образования — например, печные мастера, занимающиеся вопросами демографии. На это в программе Латвийского радио 4 «День за днем» указала профессор Университета им. Страдиня, историк, экс-спикер Сейма Илга Крейтусе.
Как указала преподаватель, Латвия — одна из стран, где политиком может стать кто угодно.
«Во-первых, возникает иногда в Латвии вопрос, кто такой политик. Почему учат политологию пять лет, почему есть специальные программы, почему в других государствах есть вузы (например, в Париже — Административная школа), где подготавливают политиков? У нас хватает одного момента — вступил в партию, куда-то избрали. Все равно, кем ты был до этого! Все равно.
Может, ты печки клал, — ну, один парламентский депутат у меня дома печку клал, и очень хорошую, она три дня держит тепло! Но он решает теперь демографические вопросы. [...]
Политик не тот, которого избрали. Политик должен быть с образованием, пониманием общества и опытом работы с обществом. Тогда возникает политик, который может рассуждать, который может оценивать.
Оценивать начиная с уровня самоуправления до уровня Евросоюза и Объединенных наций», — указала Крейтусе.
По ее словам, большинство народных избранников получают высшее образование лишь после того, как попали в парламент. Крейтусе признает, что не могла бы позволить себе такой роскоши, действительно работая в парламенте.
«Если вы бы посмотрели, когда большинство депутатов получают магистра — то это во время работы в парламенте. У них очень много свободного времени, они могут посещать лекции, писать рефераты, сдавать экзамены. Мне иногда хочется спросить — а когда ты работаешь?»
«Мы всегда критикуем советское образование, но я очень хорошо помню, что в советском образовании был один критерий: 35 лет. Вас не брали на очное отделение после 35 и не брали в докторантуру после 35. Потому что было рассчитано, что до 35 лет человек может очень многому научиться. Но после 35 ты можешь только совершенствоваться. Если ты был учителем латышского языка, после 35 ты хирургом не станешь», — пояснила преподаватель.