Тем, кому нравится эта идея, стоит задать себе вопрос: «А почему я все время голосую только за правые партии?». Если за 30 лет у власти в Латвии даже часа не была левая партия, то с какой стати ждать от правящей элиты социалистической революции в налоговой системе?
Конечно, революции – опасное дело. Но тогда маленький избиратель получает ровно то, что заслужил. В лучшем случае правящие о нем хоть иногда да вспомнят.
Чаще всего это случается перед выборами - и оборачивается настоящей мировой катастрофой. Нынешние выборы в Рижскую думу - лучшее тому подтверждение.
Возьмём налог на недвижимость (NĪN) и кадастровую стоимость. Дураку понятно, что в их определении должен быть серьезный подход, нужно оценить все возможные последствия в случае того или другого изменения.
А что делают наши партии в очередной битве за голоса? Идут по самому примитивному пути - "как же можно не обещать". Обещают всё и всем: владельцам скромного жилья – отмену NĪN, инвесторам – благоприятную среду, предпринимателям – "способствующую развитию налоговую систему".
Но когда попытаешься сложить весь этот пазл воедино, он рассыпается. тут что-то не клеится. Если людей осчастливят чудесной отменой NĪN на жилье стоимостью менее 100 000 евро, как это недавно продекларировала Новая консервативная партия (НКП), то налога на недвижимость придется перегружать на тех, чье имущество стоит, к примеру, 100 050 евро. А если поднять кадастровую стоимость и не изменить ставку NĪN, может получиться так, что налоговые выплаты вырастут на 300%, 600% или 900%.
Предвижу крики простого избирателя: «Ну и чудно! Пусть жирные богачи платят! Зато мне не приходется платить налог за свою квартирку».
За квартирку - да. Но тут есть вот какой нюанс – если предпринимателей обложат огромным налогом на недвижимость, то поднимутся цены на все, чем они занимаются – вплоть до керосина, мыла и веревки. А те, кто не сможет поднять цены, разорятся под налоговым бременем. Те, кто погибче, перенесут бизнес в страну, туда, где политики его не кошмарят. Потенциальные иностранные инвесторы, пребывающие в раздумья - а не открыть ли магазин или производство в Латвии, - плюнут и поедут в Эстонию, где налог будет вдвое-втрое ниже. Интересно, у всех ли простых избирателей после этого останется работа?
У наших политиков сейчас две заботы: кошмарить бизнес и бессовестно обманывать людей. Неизменным лидером в обеих номинациях остается Новая консервативная партия, всячески рекламирующая свою титаническую борьбу за отмену NĪN для единственного жилья.
Но у сложных проблем не бывает простых решений. Сначала НКП обещала, что тем, у кого жилье стоит меньше 100 000, платить не придется. Потом Министерство юстиции выдвинуло предложение применять необлагаемый NĪN минимум в размере 100 000 евро не к самому объекту, а к задекларированным лицам. «К примеру, если кадастровая стоимость жилья – 300 000 евро, а в нем задекларированы два человека, то необлагаемый минимум будет 200 000 евро. В свою очередь, к 100 000 евро применят и снижающий коэффициент 0,2 – соответственно, налог придется платить только с примерно 10 000 евро», - заявил 29 июля Борданс. Потом, окончательно запутавшись, НКП подала в Сейм предложение заморозить нынешнюю кадастровую стоимость до 2026 года - чтобы перебить предложение оппозиции, предложившей сделать то же самое до 2023 года. Но почему только до 2026 года? Можно ведь и до 2036 года или до 2138.
Следующие выборы в Сейм пройдут осенью 2022 года. А НКП уже сейчас закладывает мины под депутатов будущего Сейма – чтобы те свернули себе шею, пытаясь разобраться в хитроп плен по изменению кадастровой стоимости.А ведь еще придется разгребать авигевы конюшни в законах об уголовном процессе, в транспортной отрасли, в образовании - во всех отраслях, щедро "удобренных" инициативами "новых консерваторов". Теперь к этому списку хотят добавить и груз замороженной кадастровой стоимости.
Проблемы кадастровой стоимости и NĪN решать надо, но это нужно делать людям, которые способны оценить последствия принятых решений и компетентны в вопросах формирования государственного и муниципального бюджетов".