В этом году в связи с ограничениями в России, Лиепая стала пристанищем круизных лайнеров. И вот в Лиепайский порт причалил очередной громадный Balmoral. Просматривая репортаж об этом событии, появляется двойственное чувство, сколько на нем туристов, но все в защитных масках.
Глядя на этих туристов, я испытывал определенную гордость за то, что здесь, в Латвии, людям больше не приходится поддаваться этому индуцированному психозу - закрывать лицо полоской ткани. Правда, на купирование этого психоза в нашей стране повлияли внешние факторы. После российского вторжения в Украину и ужасов, которые там происходили, Covid-19 вдруг стал казаться не таким угрожающим, как раньше. Поведение гостей круизного лайнера Balmoral показывает, что люди, живущие дальше от России, все еще находятся в психологической ловушке пандемии.
Об экономических выгодах пандемии для значительной части общества уже неоднократно писалось, а мировой всплеск инфляции является прямым следствием огромной (5 триллионов долларов в США, 2,4 триллиона евро в еврозоне) денежной эмиссии, связанной с Covid-19. Не только медицинский персонал, непосредственно контактировавший с заболеванием, но и очень широкие слои населения получили различные дотации из-за Covid-19. Во время пандемии зарплаты во многих секторах значительно выросли. Это особенно относится к тем секторам, которые связаны с государственным бюджетом, но не только.
Теперь, когда ковидных доплат ("денег больше, чем когда-либо") нет, а цены только по-настоящему начали расти, люди по понятным причинам раздражены и бессознательно хотят, чтобы все было "как прежде". Когда денег было много, а цены были низкими. Поскольку люди всегда (часто бессознательно) пытаются повторить те же действия, которые когда-то принесли успех, у многих возникает неосознанное желание вернуться к "старому пути", когда можно было ходить на работу два дня в неделю или вовсе не ходить, а время от времени подключаться к Зуму; при этом получая дополнительные бонусы, а все, что не сделано списывать на ковид. За такие бонусы можно было бы потерпеть пару неудобств - например, необходимость носить защитные маски в общественных местах. К счастью, мы не дошли до того, чтобы полоску ткани носить и на улице, в лесу, в парке и на пляже.
Но кто знает? Показатели ковида снова высокие, и Всемирная организация здравоохранения, однажды оказавшись у руля глобального управления (когда правительства крупнейших стран мира ссылались на них и даже прислушивались к ним), не хочет снова оказаться на периферии внимания (и соответственно потерять в финансировании), поэтому она пытается сохранить накал страстей об угрозе пандемии как можно дольше. Вновь раздаются призывы к ужесточению ограничений, в которых ритуальное ношение масок является одним из основных элементов.
Если кто-то хочет сослаться на исследования, которые якобы показывают, что защитные маски в определенных условиях чем-то помогают, то найдите в этих исследованиях место, где описывается защитная эффективность этих полосок ткани, когда их одевают многократно, в течение нескольких дней, вынимая мятыми из кармана.
Если бы наше собственное правительство легким движением руки могло выделить 5 000 000 евро на печально известное исследование (распоряжение Кабинета министров № 278 "О национальной исследовательской программе по смягчению последствий Covid-19), оно могло бы также исследовать привычки ношения этих защитных масок в Латвии. Сколько людей утилизируют маски после каждого использования и каждый раз надевают новую? В отсутствие таких исследований нет смысла лишний раз упоминать слово "наука", которое в последнее время кажется смешным, чтобы не сказать большего: наука стала столом заказов, где можно купить необходимое "научное" обоснование для своих политических бизнес-проектов.
Пока что люди в Латвии могут носить медицинские маски добровольно, по собственному усмотрению. Однако в ходе предстоящих публичных предвыборных дебатов я хотел бы услышать от политиков четкое определение их собственной позиции и позиции их партии в отношении возможного повторного введения ограничений на Covid-19. Чтобы после выборов не было неприятных сюрпризов. Чтобы избиратели четко знали, чего они могут ожидать от своих представителей. Не в абстрактных категориях "давайте продвигать" и "давайте бороться", а в очень конкретных: готовы ли они снова проголосовать за различные ограничения, включая обязательное ношение защитных масок? Да или нет?