При этом озвучивалась и версия, что очередной запуск ракеты Маска – фейк и подлог.
На самом деле у Маска тоже было немало неудачных запусков. Это вообще естественно, когда люди делают нечто новое и неизведанное.
Но то, что частный американский бизнес становится важнейшим игроком мировой космической отрасли, отрицать было бы нелепо.
В частности, еще в августе 2017 года один Маск обошел по количеству успешных запусков… все остальные главные космические державы планеты. На тот момент SpaceX запустил с начала года 12 ракет, Россия — 11, Китай – восемь, европейские фирмы – шесть. При этом главный американский конкурент миллиардера – альянс United Launch Alliance – запустил в 2017 году всего пять ракет.
Понятно, что космические шоу Маска больше рассчитаны на вау-эффект. Но такие проекты важны прежде всего как полигон обкатки новых технологий и возможностей человечеств. При этом Маск доказывает, что космическая индустрия, как и другие инфраструктурные проекты с научно-исследовательской «начинкой», вполне могут развиваться в порядке частной инициативы с минимальной помощью государства или вовсе без нее.
В России же мы имеем дело с проблемами – и не только собственно с частотой запусков: падающими ракетами, в том числе из-за неправильно рассчитанной траектории выхода на орбиту, «недокрута гаек» или «недосмотра кладовщиц».
У нас, безусловно, не разучились делать космические ракеты и двигатели. Но в целом мы начинаем потихоньку отставать в запуске беспилотных космических аппаратов, где американцы доказывают возможности частного освоения космоса. Плюс активно подтягивается Китай, где пока очень много космических неудач, но зато государство не жалеет денег на космос. Тогда как в России финансирование космических программ сталкивается с проблемами общей нехватки средств и больших затрат на военные нужды.
Да, Россия навсегда останется родиной первого космонавта Земли и пилотируемой космонавтики. Да, 121 российский и советский космонавт совершили пилотируемые полеты в космос. Да, мы по-прежнему запускаем ежегодно почти столько же ракет, сколько… да, тот самый эпатажный американский бизнесмен Илон Маск. Но очевидно, что без таких людей, как Маск, без частного азарта и коммерческого интереса российской космонавтике будет трудно угнаться за американской.
И тогда уже — в лучшем случае — мы опять будем пользоваться чужими достижениями научно-технологического гения, азарта и бизнес-риска. А наши источники на космодромах в очередной раз будет уныло объяснять, почему «опять не взлетело».