По подсчетам специалистов, на планете Земля имеется около 500 тысяч островов. 98 процентов из них необитаемы. А есть острова, которые покидают люди, и освобождающиеся ниши заполняются животными...
Крошечный островок Аошима - площадью всего 4,4 гектара - находится в южной части Японии, в префектуре Эхимэ, в 13 километрах от главного острова Сикоку. Заселен он был почти четыре века назад. Основным занятием островитян было рыболовство. В 1940-е годы здесь проживали около 900 человек.
Но времена меняются. Молодежь в поисках лучшей доли подалась в большие города, и сейчас на острове остались только около 20 пенсионеров. Старики доживают свой век в окружении пушистой армии. На каждого жителя приходится шесть кошек. Эти полудикие бестии - рыжие, серые, полосатые, разноцветные - заполонили весь остров.
Откуда же здесь взялись кошки? В одно время на Аошиме появилось несметное количество мышей и крыс. Серые грызуны причиняли немалый вред рыбакам: портили сети, добирались до рыбных запасов и даже прогрызали днища лодок. Для борьбы с этой напастью на остров завезли несколько кошек. Они быстро расплодились. А поскольку кошки в Японии считаются священными животными, уничтожать их нельзя. Согласно японскому поверью, они предсказывают погоду, приносят удачу и счастье, а иногда даже лечат хвори.
Кошачий рай
Делались попытки как-то регулировать поголовье: по решению местной префектуры было стерилизовано 10 кошек, но это капля в море.
Сейчас на Аошиме нет ни мышей, ни крыс - кошки давно всех переловили. В поисках пищи голодная орда совершает набеги на жилые дома и огороды местных жителей, уничтожая урожай и запасы съестного.
Самостоятельно прокормить эту ораву островитяне не в состоянии. Выручают туристы. Кто-то когда-то создал хорошую рекламу этому "кошачьему раю". И теперь о старом названии острова никто не вспоминает.
О Кошачьем острове узнают из сводок новостей, Интернета, и ежедневно паром доставляет на Кошачий остров множество туристов, а те привозят с собой корм для пушистиков. Мурлыки прекрасно знают время прибытия парома и к этому сроку дружно собираются на пристани.
Хвостатые непривередливы, лопают все, что дадут: картошку, рис, шоколадные конфеты. И все они выглядят достаточно упитанными, на голодающих не похожи.
Никто из туристов пока от их когтей и зубов не пострадал. Наоборот, некоторые посетители заявляют, что после посещения острова и общения с его четвероногими обитателями их психическое состояние значительно улучшилось.
- Здесь просто тучи пушистиков! Это так забавно. Я бы с удовольствием еще раз тут побывала, - восторженно говорит туристка Макико Ямасаки. А что же местные жители?
- Если туристы начнут приезжать к нам, чтобы исцеляться с помощью кошек, очень даже неплохо. Но я надеюсь, что такое паломничество не слишком сильно обременит живущих здесь людей, - рассуждает островитянин Хиденори Камимото.
И его опасения не беспочвенны. Старики живут тихой, размеренной жизнью, и их тревожит не обилие кошек, а массовый наплыв туристов, от которых шума и беспокойства больше, чем от хвостатых...
Храм на Тасиро
Аошима не единственный кошачий остров в Японии. В провинции Мияки находится остров Тасиро, являющийся частью города Исиномаки. Здесь такие же проблемы, что и на Аошиме. На сотню жителей острова приходится множество бездомных кошек, точное количество которых не поддается никаким подсчетам.
Когда-то островитяне разводили шелковичных червей. А поскольку этих червей с удовольствием поедали мыши, нанося тем самым урон производству, люди заводили кошек, которые не давали разрастись популяции грызунов.
Производство заглохло, большинство жителей Тасиро подались ближе к цивилизации, а кошки остались. Не пожелавшие покинуть свои дома островитяне подкармливают их, поскольку верят, что это принесет им богатство и удачу.
Любят кошек и рыбаки, приезжающие порыбачить на остров и нередко остающиеся здесь на ночь. Кошки отвечают им взаимностью, постоянно крутясь рядом и внимательно глядя на поплавки в ожидании поклевки. Рыболовы с удовольствием угощают их свежей рыбкой, а сами наблюдают за их поведением. Они считают, что кошки могут предсказывать погоду, а также степень успешности предстоящей рыбалки.
По местной легенде, в прежние времена, когда ловля рыбы была одним из основных занятий островитян, как-то раз рыбаки собирали камни для фиксации сетей. Один из них споткнулся и нечаянно уронил камень на кошку, крутящуюся под ногами. Бедное животное погибло.
А поскольку кошки священны для японцев, погибшее животное похоронили с почестями посередине острова и построили храм. Таких священных захоронений на Тасиро насчитывается еще с десяток.
Также на острове установлена 51 скульптура кошек. Самая высокая из них стоит возле главного святилища. Перед нею - табличка со словами благодарности за спасение жителей от стихийного бедствия. Накануне разрушительного цунами в марте 2011 года кошки почуяли приближение катастрофы и стали душераздирающе мяукать, чем весьма встревожили своих хозяев.
Люди и животные собрались на вершине холма и спаслись от неминуемой гибели. А оба поселка на острове были сметены гигантской волной. Подножие священного места усыпано игрушками, на ветвях деревьев - цветочные гирлянды. Сюда же приносят угощение для кошек.
На Тасиро также приезжают любители кошек со всей Японии. Здесь постоянно устраиваются фотоконкурсы и выставки, посвященные истинным хозяевам острова...
Край непуганых кроликов
В префектуре Хиросима есть маленький остров Окуносима. Раньше здесь жили три рыбацкие семьи. Но в 1927 году на Окуносиме началось строительство завода по производству химического оружия, и рыбаков переселили в другое место. Выбор места был обусловлен изолированным расположением острова и достаточной удаленностью его от Токио в случае катастрофы. Предприятие строилось в обстановке особой секретности. Остров даже удалили с некоторых карт. А когда завод начал действовать, большинство рабочих понятия не имели, что они производят.
После окончания Второй мировой войны союзники сожгли завод, уничтожили все документы, связанные с ним, а сам остров засекретили еще больше. Даже деньги на лечение рабочих, пострадавших на вредном производстве, японское правительство выделило только через несколько десятилетий после ликвидации предприятия.
Только в конце 1980-х завеса тайны над Окуносимой была чуть приподнята. В 1988 году на острове был открыт музей отравляющих веществ.
Руины завода сохранились до сих пор. Официально вход в эту зону запрещен. Но любопытных туристов это не останавливает. Равно как и полчища кроликов, деловито снующих в развалинах...
Откуда же здесь взялись кролики? Единого мнения по этому вопросу нет. Одни считают, что кроликов завезли на остров во время Второй мировой войны. На них якобы испытывали эффективность химического оружия. Но бывший директор завода утверждал, что весь биологический материал уничтожили при ликвидации предприятия. Возможно, он ошибался и кое-кому из шустрых грызунов удалось выбраться из клеток и спрятаться в укромных уголках острова.
По другой версии, в 1971 году на Окуносиму пробралась группа школьников. Юные натуралисты выпустили на волю восемь кроликов. За 45 лет они расплодились невероятно. На острове буквально ступить некуда - повсюду кролики. Живут на воле, должны быть дикими, но людей совершенно не боятся. Возможно, это связано с тем, что охота на острове запрещена, нет здесь ни кошек, ни собак, ни прочих естественных врагов. Кого им стоит опасаться, так это хищных птиц. Но пернатые не могут нанести сколь-нибудь заметный урон кроличьему поголовью.
Ушастые не только смелы, но и назойливы до неприличия. Едва завидев человека, всем скопом бросаются к нему, встают на задние лапы, а передними лупят по ногам, требуя угощения. А посему туристы не ступают на берег без сумок с провизией. Они привозят морковку, капусту, листья салата и прочие кроличьи вкусности. А кролики радостно принимают угощение и позволяют доброхотам погладить себя и почесать за ушком.
Кроличий остров пользуется популярностью. Здесь имеются отель для туристов, небольшой кемпинг и даже поле для гольфа...
между тем
Канарские острова называются так вовсе не из-за канареек, а из-за огромных собак, увиденных на одном из островов римскими мореходами ("собака" по-латыни - “канис”). Аборигены называют этих собак “бердинос”...
Михаил ЮРЬЕВ.