Как мы сообщали, недавно в латвийскую столицу из далекой Южной Америки прибыла парочка четырехпалых муравьедов. 2,5–летнего самца зовут Лари, а его 1,5–летнюю подругу — Мэри. Их поселили в Тропическом доме. В просторном вольере за стеклом всегда тепло — как и у них на родине. Сразу несколько читателей нашего еженедельника попросили выяснить, чем же кормят новых обитателей Риги: "Неужели муравьями?" Этот вопрос мы переадресовали пресс–секретарю нашего зоопарка Марису Лиелкалнсу.
— А вы приезжайте — сами увидите! — ответил Марис.
Что ж, в подобных случаях "7 секретам" дважды повторять приглашение не надо.
Уже в ближайший выходной я отправился в Межапарк. Мне назначили встречу ровно на 12.00. Именно в этот полуденный час и наступает время кормежки необычных созданий природы. Опаздывать было нельзя, иначе можно было все пропустить! Местные обитатели прекрасно знают, когда им должны принести обед. Срабатывают некие внутренние часы. Вот и необычные новоселы с длинными носами к моему приезду уже вылезли из своих подвешенных к веткам гамаков, сделанных из мешковины. Вскоре появилась их кормилица Яна Элмионе с пластмассовым ведерком.
Кто тут главный?
Первым к "столу" подошел глава семейства. Таков неписаный закон дикой природы: слабейший пропускает вперед сильнейшего. Ну, а после того, как Лари насытился, свою пайку получила и Мэри. Голодной она не осталась, поскольку еды было приготовлено достаточно для обоих продолговатых приятелей. Как выяснилось, никаких муравьев им не дают. Да и где их взять–то в таком количестве? Ведь в желудке одной особи запросто помещается целых два килограмма любимого лакомства. Но в зоопарке вышли из положения, заменив муравьев… перемолотой саранчой.
А чтобы "южноамериканцы" не воротили нос, в еду добавляют яблочного уксуса, имитирующего муравьиную кислоту. Согласитесь, очень хитро. Впрочем, в коктейле еще немало и других ингредиентов, в том числе кусочки куриного филе, шпинат, помидоры, кошачьи гранулы, мед, бананы и пр. Причем все это тщательно измельчают в самом обычном домашнем блендере, который у многих стоит на кухне. Дело в том, что у муравьедов рта как такового практически нет. Он представляет собой узкое отверстие, напоминающее бутылочное горлышко.
Во время приема пищи каждый экзот высовывает свой невероятно длинный язык, который достигает полуметра. В естественных условиях к нему тотчас прилипают тысячи и тысячи муравьев, после чего остается только втянуть его обратно вместе с аппетитным кормом. А в зоопарке напоминающей змейку орган опускался в пластмассовое ведерко. Наблюдать за обеденной трапезой было весьма прикольно. Как выяснилось, Яна кормит многих обитателей Тропического дома — лемуров и пр. Работа эта чрезвычайно ответственная, поскольку речь идет о редких обитателях нашей планеты.
Куда пропали фламинго?
Всего в Рижском зоопарке порядка 400 видов животных. За многими нужен глаз да глаз. К сожалению, за всеми трудно уследить. Так, в последнее время многие постоянные посетители обратили внимание на то, что стало значительно меньше розовых фламинго. Согласно неофициальной информации, их передушила лиса, которая ночью забралась на птичий двор. Осталось всего несколько экземпляров. Самое печальное, что эти красивые птицы никак не хотят у нас размножаться. Хотя для них не раз строили искусственные гнезда. Так что все фламинго привозные. Поэтому придется, наверное, где–то доставать новых.
Заведующая зоосадовской коллекцией Гуна Витола определяет, кого именно не хватает Риге. Так у нас и появилась парочка четырехпалых муравьедов. Они считаются небольшими по размеру. Когда–то в Межапарке проживал даже гигантский трехпалый муравьед, но он, достигнув преклонного возраста, ушел в мир иной. Народ уже давно просил приобрести нового. В итоге в августе привезли сразу двух — четырехпалых. Они хоть и не такие крупные, но зато сейчас появился вполне реальный шанс, что у супругов появится потомство. Конечно, это было бы здорово.
Судьба тигрят
Ведь какой ажиотаж поднялся, когда в августе прошлого года тигрица Катрина родила двух полосатых братиков — Тора и Одина. Началась настоящая тигромания. Установили даже камеры, чтобы за малышами можно было наблюдать по Интернету в режиме онлайн. Через три месяца каждый из них весил уже более 15 кило. Сейчас они уже значительно прибавили. Когда я вышел из Тропического дома, то сразу увидел братьев за стеклом на просторной лужайке. Чуть поодаль лежала и Катрина. Один тигренок, перевернувшись на спину, грелся на солнышке.
"Какова их судьба?" — поинтересовался я у Мариса Лиелкалнса. По его словам, Рижский зоопарк уже давно участвует в международной программе по сохранению амурских тигров. Кураторы рекомендуют, каких самок и самцов нужно сводить. Так, отцом Тора и Одина стал Пан Янек из Краковского зоопарка. Любопытно, что "поляк" с клыками является праправнуком пары амуров Амбры и Арсиса, которые жили в Риге в конце прошлого века. Братья считаются перспективными папашами, так что в будущем их отправят в другие зоопарки. Хотя пока они считаются еще подростками.
Естественно, народ постоянно фоткал мохнатых симпатяг. От людей они, как и муравьеды, тоже были отделены стеклом, которое установили, чтобы никто не мог бросить еду. Это чревато расстройством желудка. Как мне объяснили, все животные в зоопарке получают сбалансированный корм. Они вовсе не голодают, как кое–кто думает. Особенно много угощений приносят весной. Посетители считают, что после зимы все тут ходят страшно голодные. К тому же иные обитатели выглядят в это время какими–то "помятыми". В зоопарке в шутку их называют бомжами.
Сладости для хищника
А все потому, что весной у них со всех сторон торчат клочья шерсти. Летом зимние "шубы" спрятаны в шкафу. А сейчас их снова достают. Так, заметно округлилась и без того невероятно пушистая енотовидная собака. Этот обитатель латвийских лесов проживает неподалеку от тигров. В глаза сразу бросилась большая нора, в которой песик спрячется от любопытных глаз.
Но когда наступает время трапезы, то он, ясное дело, тут как тут. К сожалению, несознательный народ то и дело норовит бросить какое–нибудь угощение. Чаще всего речь идет о различных сладостях. Хотя в дикой природе этот хищник, конечно, не ест ни конфеты, ни мороженое, ни шоколад. И хотя повсюду висят плакаты, умоляющие не кормить зверей, люди все равно украдкой что–нибудь да бросают. Такова людская натура. А возле просторного загона для кенгуру и вовсе висит табличка "Пожалуйста, не шумите!". Эта надпись сделана вовсе не для прыгающих "австралийцев".
Выяснилось, что в первую очередь она предназначена для самых "голосистых" посетителей. Некоторые начинают кричать: мол, смотрите, кенгуру! Как будто другие этого не видят. В итоге поднимается невероятный шум. Конечно, он только отпугивает обитателей того или иного вольера, которые стараются держаться от галдящей публики подальше. А значит, их трудно разглядеть. Зато павлины (самцы сейчас уже сбросили свои длинные хвосты) запросто разгуливают прямо по тротуару. Кажется, они совершенно никого не боятся. А на ночь они взбираются высоко на деревья. Подальше от лисы…
Март ДМИТРИЕВ.
8 октября 2015. "7 секретов" №40