Суббота Вести еженедельник 7 Супер Секретов Mājas virtuve
LAT Пт, 13. Декабря Завтра: Lucija, Veldze

«Корабли, подобные распутным девкам»: почему русский флот не мог противостоять английскому

Начать нам придётся с географических условий, которые чаще всего определяют методы и сроки работ. Если говорить о Балтике, то в качестве первого серьёзного ограничителя судостроительных работ здесь выступает гидрография: вода в Кронштадте и Петербурге практически пресная, что способствует быстрому гниению подводной части корпусов кораблей. Второй ограничитель — климат, а точнее, зима, во время которой Финский залив перемерзает, что тоже не лучшим образом сказывается на кораблях.

На эти условия накладывались традиционно низкий профессионализм и техническ

флот

я грамотность российских рабочих и мастеровых, принимавших участие в постройке и ремонте кораблей. Корабельный мастер Курочкин в 1804 году прямо писал об Архангельских верфях:

«В тамошнем адмиралтействе особенно приучены и с навыками люди все вещи делать как-нибудь, то весьма тяжело отучать от такой манеры дела и приучать, как время и искусство мастерства требуют».

​Иван Айвазовский. Смотр кораблей Черноморского флота в 1849 году - «Корабли, подобные распутным девкам» | Военно-исторический портал Warspot.ru
Иван Айвазовский. Смотр кораблей Черноморского флота в 1849 году

Добавим к этому незаинтересованность большинства в конечных результатах труда, слабые технические знания инженеров-кораблестроителей в приёмных комиссиях, извечное российское кумовство и очковтирательство — и получаем на выходе то, что описал В. М. Головнин в своей статье «О состоянии российского флота в 1824 году»:

«Если б в Кронштадт явился император, подобный Петру Первому, что увидел бы он там? Сначала представились бы взорам его корабли, подобные распутным девкам: сравнение необыкновенное и странное, но справедливое: как сии последние набелены, нарумянены, наряжены и украшены снаружи, но, согнивая внутри от греха и болезни, испускают зловонное дыхание, так и корабли наши, поставленные в строй и обманчиво снаружи выкрашенные, внутри повсюду вмещают лужи дождевой воды, груды грязи, толстые слои плесени и заразительный воздух, весь трюм их наполняющий.

Новые и старые корабли стоят в гавани по году, по два без конопачения, отчего пазы их во время дождей наполняются водой, которая, зимою замерзая, раздирает их более, а весной тает и сообщает прелость и гнилость всем членам корабля. Когда же нужно приготовлять их к походу, то конопачение по необходимости начинается весной, когда мокрота в пазах не только не просохла, но даже и не оттаяла; от сего замерзшая вода, заключённая в пазах новою конопатью почти герметически, сообщает дереву скорую гнилость.

Это такое упущение или злосодеяние кронштадтского морского начальства, которое всяк, при первом взгляде на корабли, войдя в них, усмотреть может; а если кто заглянул бы в отчётные портовые ведомости о работах, тот открыл бы тотчас, что корабль, построенный прочно и из доброго лесу, простоявший два или три года в Кронштадте, не двигаясь из гавани, при снаряжении его в поход требует таких починок, каких в других государствах не потребовал бы корабль, прослуживший лет пять на море.

Сие происходит как от злоупотреблений, так и от дурного образования флотских команд; первое заключается в том, что портовые чиновники и корабельные мастера, пользуясь множеством купеческих судов, в течение лета беспрестанно Кронштадтскую гавань наполняющих, употребляют большое число мастеровых на исправление и починки их казёнными материалами за сходную цену…

Нынешнее образование наших морских войск составлено как бы нарочно с тем, чтобы способствовать скорейшему разрушению кораблей, стоящих государству многих миллионов, я говорю о разделении служителей на экипажи и о занятиях их на берегу. Морские офицеры и нижние чины только тогда знают корабли, когда бывают на них в море; впрочем, им до них дела нет.

В портах надзор и попечение о кораблях вверяется таким людям, которые, оставив флотскую службу, никогда уже не будут посланы в поход, следовательно, и нет им причины заботиться о целости кораблей, на коих их жизнь не будет подвергаться опасности; притом же и число их слишком мало, чтоб могли они успевать делать всё нужное для содержания судов в должном порядке. И потому-то весьма редко сметают с них дождевую воду и снег, поднимают порты для проветривания; а внутри деков обтирать пробившийся от морозов иней нет даже и заведения. Сие небрежение более губит корабли, чем всякое другое».

Комитет Преобразования флота, созданный в начале XIX века, проанализировав работу большинства балтийских верфей, отмечал следующие проблемы и недостатки:

  • не наблюдается «дальнейшей точности» в распределении людей на работу;
  • в силу климатических условий постройка зимой на открытых эллингах несёт «немалое изнурение в здоровье и силах» рабочих, «отчего, естественно, теряют они охоту к трудам и рвению»;
  • «плотничные инструменты неудовлетворительного качества», «не составляя собственности рабочих, эти инструменты содержатся в неисправном состоянии».

К этому добавляются «недостаточная механизация верфей», «отсутствие даже применения лошадей (где это возможно и выгодно) для замены человеческой рабочей силы», «низкие оклады жалования рабочих и недостаточность выдаваемой им одежды». Прибавим к этому низкий уровень технической культуры самих рабочих. Неприглядная картина, правда?

Вопросы без ответов

В результате получалось примерно следующее. 2 февраля 1833 года эскадра Михаила Петровича Лазарева в составе линейных кораблей «Императрица Екатерина II», «Анапа», «Чесма» и «Память Евстафия», фрегатов «Архипелаг», «Варна» и «Эривань», корвета «Сизополь» и брига «Пегас» вышла из Севастополя и направилась в Босфор. По воспоминаниям Лазарева, «Императрица» в походе «чуть не развалилась, и вообще — чудом дошла». На «Чесме» прогнили мачты и реи, в её мачту ладонью легко забили гвоздь. Паруса на кораблях были исключительно плохие, рвались даже при слабом ветре.

​Фёдор Алексеев. Наводнение в Петербурге 7 ноября 1824 года на площади у Большого театра - «Корабли, подобные распутным девкам» | Военно-исторический портал Warspot.ru
Фёдор Алексеев. Наводнение в Петербурге 7 ноября 1824 года на площади у Большого театра

С 1830-х годов царь Николай I раз за разом задавал Морскому ведомству два вопроса:

  • Сколько у Балтфлота есть кораблей и в каком они состоянии?
  • Сколько нужно денег, чтобы поддержать численность флота на заданном уровне?

Верно ответить на эти вопросы Морское ведомство с 1830-х годов не могло никак. Дело в том, что система учёта и контроля как таковая в российском флоте велась спустя рукава. Ежегодно по окончании навигации на флот командировалась комиссия инженеров, которые осматривали техническое состояние кораблей и составляли акты: «с малыми исправлениями благонадёжны», «с большими исправлениями благонадёжны», «в тимберовку», «на разборку».

На основании этого Кораблестроительный и учетный комитет ставил по кораблям заключения: «к плаванию в дальних морях благонадёжен», «к плаванию в ближайших морях благонадёжен», «к плаванию в ближайших морях токмо в летнюю компанию благонадёжен», «тимберовать» или «под блокшиф». Исходя из этого распределения, государю каждый год (под 1 января) подавался список, где были указаны корабли боеготовые, находящиеся в ремонте и списанные.

Но в 1841 году царь решил послать на флот Сенатскую ревизию, которая обнаружила, что список, поданный государю, не соответствует реальности практически полностью! 110-пушечный корабль «Император Петр I», указанный как «благонадёжный», стоит на среднем ремонте, 84-пушечный «Владимир» — на большом и т. д.

Начали разбираться, в чём проблема. Оказалось, в адмиралах. У царя они бывали регулярно, и объясняться, почему много кораблей на ремонте, им не хотелось.

Поэтому отдавали заниженные списки на ремонт. То же самое капитаны, ибо быстрое загнивание или приход в негодность корабля — это ответственность капитана. А ответственности хотелось избежать. В результате инженерам давали взятки и устраивали пьяные оргии — и те после подписывали нужные документы.

Но проблема-то оставалась, правильно? Если корабль неисправен, его нужно чинить. Вот и чинили. Силами экипажа. Поскольку корабли в ведомость на ремонт не были вписаны, запчасти и материалы тоже не выделялись, поэтому либо договаривались запанибрата с верфями (и тогда уже не хватало материалов на официально стоящие в ремонте корабли), либо за копейки покупали гнильё и меняли гнильё на гнильё.

Перьевая война полковника Бурачека

В 1853 году произошла история, которая стала катализатором внутриведомственного взрыва. 21 августа 1853 года фрегат «Аврора» и корвет «Наварин» отправились в Тихий океан на стационарную службу. Через несколько дней в Северном море они попали в шторм. Корвет получил повреждения, поэтому корабли зашли на ремонт в Англию. После осмотра оказалось, что корвет нуждается в серьёзном ремонте. Его делали две недели, но течь устранить так и не удалось. Англичане, загнав корабль в сухой док и обследовав его, сказали, что корвет весь гнилой.

​Иван Айвазовский. Тонущий корабль - «Корабли, подобные распутным девкам» | Военно-исторический портал Warspot.ru
Иван Айвазовский. Тонущий корабль

Наше морское ведомство не поверило. Корабль перегнали в спокойную погоду во Флиссинген (Нидерланды), куда прибыл на освидетельствование его состояния капитан II ранга Аркас, флигель-адъютант Николая I. В целом Аркас подтвердил выводы англичан.

И грянул гром — Николай I разозлился не на шутку.

«Наварин» был турецким корветом французской постройки, взятым как приз в 1828 году. До 1851 года он ни разу не тимберовался, а ремонтировался всего дважды. Тем не менее в 1851 году его осмотрела Особая комиссия в составе генерал-майоров Гринвальда и Амосова, полковников Бурачека и Лемуаня. Они подписали акт приёмки, согласно которому судно было годно к дальним плаваниям.

Николай хотел не просто финансовой и должностной ответственности — он хотел крови. И влепил Особой комиссии выговор.

Обиженный полковник Бурачек на страницах «Морского сборника» вступил в перьевую войну с царем и морским ведомством. То, что писал этот товарищ, настолько прекрасно, что даже не знаешь, что и сказать. В статье «О крепости и разслаблении старых кораблей» Бурачек вещал:

«Немало случаев, когда старые корабли, по виду уже неблагонадёжные, в крайней нужде или с подкреплением посылались в море. И оказывались ещё весьма благонадёжными».

В статье Бурачека корвет «Наварин» вообще выходил не таким уж и ветхим. Нет, ну а что — нормальный корабль. А испортили его… ремонты.

«Часть хорошей дубовой подводной обшивки (сгнившей и изъеденной моллюсками), заменили на сырые сосновые и лиственничные доски. Это снизило прочность подводной части корпуса».

В этом абзаце прекрасно всё. От первого до последнего слова. Но Бурачек ещё не закончил. Вывод у статьи просто феноменальный:

«Не надо бояться появления гнили и нарушения прочности корпуса! Надо как можно дольше использовать корабли без тимберовок».

Наверное, именно поэтому только в русском флоте существовало очень оригинальное определение полностью боеготового корабля:

«Если корабли, флот составляющие и снабжённые по военному положению, могут выдержать как бури во все время года, так равно пальбу и собственной артиллерии батальным огнём боевыми зарядами, не получая значительной течи, такой флот может назваться в боевой готовности».

Ещё раз, медленно и в переводе на современный русский язык: полностью боеготовый корабль, согласно русскому представлению, — это не тот корабль, который может успешно выполнять свои задачи или выдержать бой с судном противника и победить. Нет, это корабль, который не потонет во время бури и может вести огонь из своих орудий. Ни убавить, ни прибавить.

​Карло Боссоли. Арсенальная гавань, или Военный порт, Севастополь - «Корабли, подобные распутным девкам» | Военно-исторический портал Warspot.ru
Карло Боссоли. Арсенальная гавань, или Военный порт, Севастополь

И как финал: весной 1854 года, когда английский флот вошёл в Балтийское море, император Николай I собрал большой военный совет с участием всех адмиралов. Те категорически советовали царю не выходить в море и не давать генерального сражения, на что Николай I в гневе воскликнул:

«Разве флот для того существовал и содержался, чтобы в минуту, когда он действительно будет нужен, мне сказали, что флот не готов для дела?»

В свете вышесказанного вопрос монарха более чем справедлив.

Сергей Махов, warspot.ru

7 реакций
7 реакций
Загрузка
Загрузка
Загрузка
Загрузка

Трехуровневый климат контроль и проекция на лобовое стекло: новый скандал вокруг Rail Baltica

К проекту Rail Baltica возникают всё новые вопросы. И один из них относится к тендеру на аренду автомобилей, объявленному компанией "Eiropas dzelzceļa līnijas”, ответственной за проект "Rail Baltica". Похоже, тендер был сформулирован так, чтобы были выбраны конкретные модели автомобилей, сообщают TV3 Ziņas. 

К проекту Rail Baltica возникают всё новые вопросы. И один из них относится к тендеру на аренду автомобилей, объявленному компанией "Eiropas dzelzceļa līnijas”, ответственной за проект "Rail Baltica". Похоже, тендер был сформулирован так, чтобы были выбраны конкретные модели автомобилей, сообщают TV3 Ziņas. 

Читать
Загрузка

Могут даже уничтожить: на таможне вводятся усиленные проверки посылок из третьих стран

Сотрудники таможенной службы аэропорта в сотрудничестве с Центром защиты прав потребителей (PTAC) с декабря усилили проверки посылок, поступающих из третьих стран. Об этом агентству LETA сообщили представители PTAC.

Сотрудники таможенной службы аэропорта в сотрудничестве с Центром защиты прав потребителей (PTAC) с декабря усилили проверки посылок, поступающих из третьих стран. Об этом агентству LETA сообщили представители PTAC.

Читать

Убил и стал кумиром миллионов: как этот парень превратился для американцев в Робин Гуда XXI века

Холодным ранним утром 4 декабря, исполнительный директор UnitedHealthcare Брайан Томпсон направлялся на собрание инвесторов в роскошный Hilton Midtown в сердце Манхэттена. Однако он так и не добрался до конференц-зала. У самого входа в отель к нему подошел мужчина в бежевом худи и рюкзаке, вынул пистолет с глушителем и безжалостно выстрелил Томпсону в спину. Брайан рухнул на землю, но убийца не остановился: два новых выстрела разнесли утреннюю тишину, прежде чем он скрылся.

Холодным ранним утром 4 декабря, исполнительный директор UnitedHealthcare Брайан Томпсон направлялся на собрание инвесторов в роскошный Hilton Midtown в сердце Манхэттена. Однако он так и не добрался до конференц-зала. У самого входа в отель к нему подошел мужчина в бежевом худи и рюкзаке, вынул пистолет с глушителем и безжалостно выстрелил Томпсону в спину. Брайан рухнул на землю, но убийца не остановился: два новых выстрела разнесли утреннюю тишину, прежде чем он скрылся.

Читать

Школа молодых драг-диллеров: ученики переименовали на Гугл картах своё учебное заведение

Рижская средняя школа №33, что расположена на улице Стурманю, в микрорайоне Болдерая, на картах Google теперь обозначена как "школа молодых драг-дилеров". Видимо, кто-то из её учеников решил так неудачно пошутить.

Рижская средняя школа №33, что расположена на улице Стурманю, в микрорайоне Болдерая, на картах Google теперь обозначена как "школа молодых драг-дилеров". Видимо, кто-то из её учеников решил так неудачно пошутить.

Читать

«Это не доска позора. Это политическая оценка»: парламентская комиссия по Rail Baltica утвердила отчет

Парламентская комиссия по расследованию ошибок, допущенных при реализации проекта "Rail Baltica", в четверг утвердила окончательный отчет.

Парламентская комиссия по расследованию ошибок, допущенных при реализации проекта "Rail Baltica", в четверг утвердила окончательный отчет.

Читать

30 евро за 5 минут поездки: туристы жалуются на жадность латвийских таксистов

Недавние инциденты с таксистами в рижском аэропорту, которые требовали от туристов чрезмерную плату за поездку, вызвали общественный резонанс и стали темой обсуждения в СМИ. Казалось, что эта проблема уже решена, но, к сожалению, она вновь напоминает о себе.

Недавние инциденты с таксистами в рижском аэропорту, которые требовали от туристов чрезмерную плату за поездку, вызвали общественный резонанс и стали темой обсуждения в СМИ. Казалось, что эта проблема уже решена, но, к сожалению, она вновь напоминает о себе.

Читать

Небожители не извиняются? Вейдемане опросила чиновников — должна ли Силиня ответить за свои слова Смилтенсу?

««Не зарывайся, а то как бы не вытошнило!" – эта яркая фраза премьера Эвики Силини, брошенная в адрес депутата Эдварда Смилтенса, теперь будет тащиться за нею как кусок грядной веревки. Это можно было бы изменить, если бы наша небожительница вспомнила, что после такой некрасивой фразы неплохо было бы извиниться. Это должно было произойти само собой», - пишет в «Неаткариге» публицист Элита Вейдемане, которая решила уточнить, когда же премьер планирует извиниться.  

««Не зарывайся, а то как бы не вытошнило!" – эта яркая фраза премьера Эвики Силини, брошенная в адрес депутата Эдварда Смилтенса, теперь будет тащиться за нею как кусок грядной веревки. Это можно было бы изменить, если бы наша небожительница вспомнила, что после такой некрасивой фразы неплохо было бы извиниться. Это должно было произойти само собой», - пишет в «Неаткариге» публицист Элита Вейдемане, которая решила уточнить, когда же премьер планирует извиниться.  

Читать