Все, кто интересуется политикой, знают, как это началось.
Политик Марис Мичеревскис покинул партию "Для развития Латвии" в 2020 году, заявив, что пожертвовал ей "деньги, которые принес Эдгар". Речь шла о тогдашнем члене правления Эдгаре Яунупсе, но банкноты Мичеревскису передал председатель правления Юрис Пуце.
"Они позвонили и сказали, что нужно встретиться, - вспоминает Мичеревскис. - Мы встретились в кафе, и он просто дал 2000 евро и сказал, что нам нужно пожертвовать на партию". Такое происходило несколько раз.
По заявлению Мичеревскиса БПБК возбудило дело, и 132 спонсора были признаны подлежащими проверке, так как налицо были признаки незаконного финансирования. Закон запрещает жертвовать партии чужие деньги. Мичеревскис был не единственным, кто признался в пожертвовании чужих денег.
Однако через год дело было прекращено. Выяснилось, что нарушения были выявлены слишком поздно для применения административного взыскания, а суммы недостаточно большие для уголовной ответственности. БПБК удалось лишь потребовать от партии возврата государству 13 пожертвований на общую сумму 32 756 евро.
Однако в закрытом деле отчетливо видны признаки фиктивных пожертвований. Кто-то сам признается, что был посредником, кто-то не имеет таких доходов, кто-то одновременно жертвовал партии крупные суммы и брал быстрые кредиты на жизнь.
Информация об этом расследовании до сих пор ни разу не была обнародована, и "Re:Baltica" получила возможность ознакомиться с ней через суд только в январе этого года. "При чтении объяснений становится ясно, что имеет место незаконное финансирование партий. Согласны ли вы с этим?" -спросили представители "Re:Baltica" в БПБК. "Да", - лаконично подтвердил представитель бюро Андрис Донскис, но отвечать за это никто не будет.
Одна из причин заключается в том, что уголовная ответственность наступает при незаконном пожертвовании крупных сумм, то есть 50 минимальных заработных плат. Однако, если сложить все сомнительные пожертвования, получится гораздо больше. Заместитель руководителя БПБК Инета Цируле говорит, что такая мысль была - объединить все в одном деле, потому что ясно, что спонсоры связаны.
Однако прокурор Марис Лея с этим не согласился. Он пояснил "Re:Baltica", что источником крупных сумм должно быть одно физическое лицо.
В статьях Уголовного закона, на которые он ссылается, не написано "физическое лицо", но смысл именно такой. Сейчас БПБК предлагает изменить закон и установить, что 10 минимальных зарплат из одного источника будет достаточно для уголовной ответственности.
(Ir)