В иные времена на такой рекламный момент и внимания бы не обратили, но сегодня затянувшийся период санкционной недружественности, поэтому к конфетам под маркой известнейшего латвийского бренда удостоились повышенного внимания. А началось все с того, что некая Ольга Федосеева опубликовала в Facebook фотографию коробки конфет с подписью:
«Увидела в русском магазине в Германии. Латвийская Laima производит конфеты с видом Кремля, как же это наше национальное правительство допустило?!» – иронизирует автор поста.
А что удивительного? – Это бизнес. Вспомним показательную историю с липецкой фабрикой «Рошен» Петра Порошенко. Еще пару лет назад в ее цехах кипела жизнь, несмотря на политическое противостояние между Россией и Украиной. Производство пришлось остановить «в силу влияния геополитических факторов», – говорилось в годовом отчете липецкого «РошДо». Сотрудники-россияне потеряли работу. Корпорация Порошенко занимала 7-8% российского рынка кондитерских изделий.
Норвежская Laima
Что касается кондитерской фабрики Laima (Рига), то она уже давно принадлежит норвежцам. Владельцем латвийского бренда является компания Orkla Confectionery & Snacks Latvija. В Латвии конфеты под русским названием «Москва Златоглавая» не купишь, они идут только на экспорт, вероятно потому, что в сегодняшней Латвии это моветон. Хотя, по мнению комментаторов в рамках темы, жалеть особо не о чем.
Качество лаймовского шоколада нынче оставляет желать лучшего. При этом оборот норвежского концерна впечатляет. Это миллиарды евро. Если не будешь угождать всем, независимо от политических взглядов, таких завидных оборотов не видать. Компания Orkla Confectionery & Snacks Latvija выпускает продукцию в экспортном варианте для ряда стран, включая Россию, Литву и Израиль.
Orkla Confectionery & Snacks Latvija представляет и другие унаследованные торговые марки Латвии: Laima, Selga, Staburadze, Ādažu īstie Čipsi и Taffel The Original Snacks. Владельцем АО Laima норвежская компания стала в августе 2014 года. Как следствие, финансовые дивиденды от производства утекают ручейком в Скандинавию.
Биография «Лаймы»
В этом году исполнилось 150 лет с момента основания Теодором Ригертом предприятия, послужившего истоком будущей «Лаймы». Этот предприниматель был заядлым путешественником, а еще обожал шоколад.
В 1870 году он создал в Риге свое предприятие – фабрику Ригерта, на которой производились разнообразные сладости. Фабрика получила большую известность среди жителей Прибалтийских губерний.
Постепенно она становится одним из ведущих российских производств в данной области. Однако с началом 1920 годов акционерное общество «Ригерт» потеряло связи с российским рынком. Свою негативную роль в этом сыграли события Октябрьской революции и Гражданской войны.
Далее история развивалось так. В 1921 году братья Фромченко создали собственное кондитерское предприятие «Македония». Располагалось оно на рижской улице Миера, и ожесточенно конкурировало с «Ригертом».
Посчитав, что «Македония» слишком уж экзотическое для латвийского потребителя название, его заменили на Laima, символизирующее идею любви и счастья, что привлекло новых клиентов. Помогла и масштабная рекламная кампания. После того как Laima вышла в региональные лидеры по производству шоколадной продукции, братья Фромченко убыли в Палестину (1933 г.), со временем они открыли получившее известность израильское предприятие по производству кошерного шоколада «Элит».
А владельцем рижской фабрики стало Латвийское государство под управлением Карлиса Ульманиса. Вскоре было построено новое административное здание на перекрестке улиц Миера и Палидзибас.
1936 год ознаменовался замечательным событием – брендом Laima украсились угловые «Большие» часы в центре Риги, (установлены в 1924 году).
Сегодня эти часы известны каждому как часы Laima
К концу 1930-х, благодаря высокому качеству продукции и грамотной рекламе, «Лайма» приносила от 4 до 5 миллионов латов прибыли в год. На экспорт ежегодно отправлялось около 500 тонн продукции. Бренд «Лайма» заявил о себе и на международном уровне. На конкурсах в Париже и Лондоне рижская кондитерская фабрика получила Гран-при.
Во время Второй мировой войны – к середине 1943 года – станки предприятия почти не работали – прервался экспорт. Наступило тяжелое время для фабрики. Свою деятельность она смогла возобновить только после 1945 года, был налажен выпуск новых сортов шоколада и другой продукции.
К началу 1960-х гг. фабрика получила более мощное оборудование. Объем производства достиг 13,9 тонны в год. На предприятии тогда производилось около 170 различных сортов конфет. Особой любовью у покупателей пользовались наборы конфет «Лайма», «Весма», «Дайле», а также шоколад «Ригонда», шоколадные наборы Ave sol, «Рига», «Сувенир», «Огонь и ночь» (назван в честь пьесы латвийского поэта Райниса). Чрезвычайно популярными являлись и такие сорта конфет, как «Белочка», «Красный мак», «Трюфель».
В советское время продукцию «Лаймы» ценили за соблюдение высоких стандартов качества. В этот период предприятие удостаивалось золотых и серебряных медалей на международных престижных выставках в Вене, Брюсселе, Нью-Йорке, Лейпциге.
В 1980 году «Лайма» получила заказ на изготовление серии сладостей в честь летних Олимпийских игр в Москве, это еще больше увеличило ее престиж на международном уровне.
В 1988 году Laima объединилась с фабрикой Uzvara, что положило начало производству зефира в шоколаде и прочих сладостей.
Примечательно, что на фабрике «Лайма» всегда безукоризненно соблюдались технологии производства шоколадных изделий.
В течение многих лет здесь сохранялись все этапы переработки какао-бобов в шоколад, что нехарактерно для многих кондитерских предприятий Европы. Отметим и то, что в советский период работы предприятия бобы поставлялись из Кот-д`Ивуара, в 1990-е годы после денационализации, были налажены связи с Ганой, тогда стали поставляться бобы сорта «Форастеро».
P.S. В начале апреля 2020 года было сдано в эксплуатацию новое производство продукции Laima, которое находится в Адажи. Об этом сообщала компания Orkla Latvija, контролирующая производство продуктов под брендами Selga, Staburadze, Ādažu Čipsi, Spilva, Gutta, Everest и др.
Председатель правления Orkla Latvija Томс Дидрихсонс ранее отмечал: при строительстве нового производства появилась возможность создать здание, которое приспособлено для производственных технологий, а не подстраивать технологии под здание. В новом здании Laima разместилась современная лаборатория для разработки новых продуктов.
Помещения Laima на улице Миера не опустели полностью: здесь осталась администрация предприятия и музей шоколада Laima.