"Увеличение налоговых поступлений уж точно не означает повышения налоговых ставок. Почему? Самый наглядный пример - теневая экономика. Если уменьшить теневую экономику, то в виде налогов можно взимать гораздо больше, не повышая налоги", - сказал Казакс.
Кроме того, в Латвии в настоящее время существует несколько облегченных налоговых режимов, и вопрос в том, нужно ли их сохранять в нынешнем виде.
"Если посмотреть на налог с микропредприятий, на различные налоговые режимы самозанятых или получателей авторских гонораров, видно, что количество работников, на которых распространяются эти специальные налоговые режимы, достаточно широк. При этом эти люди на свои социальные нужды - пенсии, пособия по болезни и т.д. - платят относительно мало. Адекватно ли это? Разумеется, в отдельных нишах необходимо сохранить специальные налоговые режимы. Но тот же налог с микропредприятий был введен во время кризиса с совершенно иной целью, и в настоящее время мы видим, что эта цель больше не достигается", - сказал Казакс.
Поэтому одна из задач политиков - анализировать различные каналы поступлений средств в бюджет и оценивать, почему при одних и тех же доходах можно платить разные налоги. Это позволит взимать в бюджет больше средств, не повышая налоговые ставки, а уравняв условия обложения налогами.
"Как третий вариант, если денег мало, всегда остается повышение налоговых ставок. Но готово ли общество, например, говорить о более прогрессивном подоходном налоге с населения? Можно положить на стол любые варианты изменений. Вопрос в том, о чем общество и политики смогут договориться", - сказал руководитель Банка Латвии.
Он подчеркнул, что очень важно точно рассказывать обществу, какова цель изменений налоговой политики. "Обществу нужно четко заявить, что цель заключается вот в этом, для ее достижения будут использоваться вот такие инструменты, и мы надеемся добиться вот такого результата, чтобы не было разочарований и недоразумений, когда большая толпа ждет трамвай, а приезжает микроавтобус", - сказал Казакс.
В то же время он отметил, что введенная предыдущим правительством налоговая реформа содержит решения, о влиянии которых можно будет судить только через какое-то время, в том числе о решении не облагать налогом с прибыли предприятий реинвестированную прибыль. По словам Казакса, последствия этого решения можно будет увидеть только после следующей рецессии.