"Да", — ответила на пресс-конференции в Вильнюсе руководитель Международного центра гражданских инициатив "Наш дом" на вопрос, предупреждали ли ее о таких связях.
На вопрос, когда это произошло, О. Карач ответила, что "весной".
Активист и ее адвокат Ритис Саткаускас отказались предоставить более подробную информацию об этих предупреждениях, мотивируя это тем, что не хочет оказывать давление на суд, рассматривающий дело о предоставлении убежища.
На прошлой неделе Департамент миграции отказался предоставить политическое убежище О. Карач из-за ее связей с российской разведкой. Заключение об этих связях было получено от ДГБ.
"Я очень разозлилась, я не отступлю. Я не остановлюсь, пока не смогу защитить свое имя и репутацию, потому что знаю, что я не агент КГБ России или Белоруссии", - заявила во вторник журналистам глава Международной организации гражданских инициатив "Наш дом".
"Я не отправляла им никакой информации", — добавила она.
После отказа Департамента миграции на прошлой неделе предоставить политическое убежище белорусской активистке Ольге Карач, тем же самым решением ей выдан временный вид на жительство в Литве по гуманитарным основаниям. Департамент миграции пояснил, что такое решение обсловлено угрожающей лицу в стране происхождения опасностью.
Вышеупомянутое решение не предоставлять убежище О. Карач, а выдать новый вид на жительство не вступило в силу. О. Карач ранее заявляла, что будет обжаловать это решение, и пока дело активистки рассматривается в суде, она будет иметь статус соискателя убежища, который позволяет ей находиться в Литве.
Руководитель "Нашего дома" получила вид на жительство в Литве в 2014 году и утверждает, что до весны 2020 года жила между Литвой и Беларусью, а затем переехала в Вильнюс.
Она подала прошение о предоставлении убежища в 2022 году, его необходимость она объяснила страхом быть задержанной в поездках в другие страны.
В своем заключении, которое стало извествно BNS, ДГБ указал, что О. Карач сотрудничала с Российской разведслужбой, посещала территорию России в 2015-2019 годах, где встречалась с сотрудниками российской разведки.
В ведомстве утверждают, что О. Карач передала подготовленные ею документы лицам, связанным с российской разведкой, предоставляла информацию о представителях белорусского режима и оппозиции, а также их деятельности.
По данным ДГБ, О. Карач стремилась заручиться поддержкой российского правительства в своей политической деятельности в Беларуси и обсуждала свои возможные политические обязательства перед Россией с представителями российской разведки, а они заботились об имидже О. Карач и давали советы по деятельности в публичном пространстве.
В заключении также говорится, что данные обстоятельства подтверждает и секретная информация ДГБ.
Ранее О. Карач заявляла BNS, что неблагоприятное заключение может быть связано с сообщениями о ней конкурирующих организаций.
"Наш дом" заявляет, что оказывает гуманитарную, психологическую и другую помощь белорусам как на родине, так и в Литве, а также ведет мониторинг нарушений прав человека.
В 2022 году эта организация была признана Минском экстремистской, а в 2021 году Карач была внесена белорусским КГБ в "список террористов".