Во время передачи в студии прозвучал вопрос, который наперебой задают в комментариях слушатели радио: как, по мнению экспертов, стоит расценивать ставку налога на добавленную стоимость (НДС) для продуктов питания в 21% — это вообще нормально, учитывая резкое их подорожание, и не пора ли государству снизить эту ставку для продовольственных товаров?
Исполнительный директор Ассоциации торговцев пищевыми продуктами Норис Крузитис подчеркнул, что это не просто возможно, но актуально еще и для здоровья нации:
«Если бы кризиса не было, то это — позиция, очень важная для сбора налогов. Но сейчас кризис, ситуация такова, что нужно создать нечто вроде подушки безопасности, поэтому только нормально было бы использовать такой инструмент.
Меня как торговца волнует не то, как снижение налога поможет малоимущим. Меня волнует то, что нормальные люди сейчас не могут купить продукты уже с такой ценой... Не только мягкий, но и полутвердый сыр по 3 с копейками евро за кг... И это же еще вопрос о качестве продуктов! Снижение НДС позволит населению сохранить в своем рационе хорошее продовольствие. Это важно и для государства в целом».
«Правильно то, что в других странах Евросоюза НДС на основные продукты питания — 5-10-15%. Вот это правильно!» — добавил эксперт по сельскохозяйственной политике Латвийского объединения сельхозорганизаций, член правления Крестьянского Сейма Мартиньш Тронс.
«Думаю, на разные группы продовольствия ставка может отличаться, но тут больше нужно думать, как помогать людям с низкими доходами. Чтобы они могли позволить себе купить. Потому что НДС снизить — это всем, а не все нуждаются в снижении!» — сказал председатель правления сельхозкооператива Latraps Эдгар Ружа.
С учетом войны в Украине, антироссийских санкций и перспектив невозможности импорта оттуда актуален вопрос, смогут ли жители Латвии себя прокормить и должно ли вмешиваться государство, чтобы в Латвии не было людей, которые не могут себе позволить купить еды, прозвучало в ходе дискуссии. Что может предпринять правительство — снизить НДС, установить потолок наценок (как это сделано для аптек), выдавать продуктовые пайки? Возможно, самоуправлениям что-то нужно делать? По словам Нориса Крузитиса, такой инструмент, как снижение НДС, выглядит разумным:
«Регулировать цены, вводя какие-то потолки — это неразумно для нашей экономики! Мы живем в совсем другой экономике, это — не путь к верному решению. А других вариантов (кроме этого и ставки НДС) и нет. То, что мы помогаем бедным какими-то продуктами на благотворительной основе — это нужно делать, и это делается. Других инструментов нет.
Нужно думать о том, чтобы люди могли больше зарабатывать! Я очень счастлив видеть, что у нас при такой ситуации — ковида, войны — есть производители, есть такие предприниматели, которые работают успешно. И мой ответ — надо работать производительно, больше зарабатывать».
Мартиньш Тронс предвидит возражения со стороны Минфина касательно налоговой ставки:
«Когда у нас были дискуссии в Сейме насчет снижения НДС, Минфин нам всегда говорил, что это неправильно, и надо думать о других механизмах. Например, пособиях.
В то же время Министерство финансов нам не могло ответить — а думает ли государство повысить социальные пособия многодетным семьям и пенсионерам в ситуации, когда может быть большая инфляция и цены на продукты очень быстро растут. Конечно, это была бы самая правильная версия, как решать проблемы с ценам на основные продукты питания... Ну, мы знаем, сколько государство сейчас платит многодетным — это очень маленькие денежки, конечно!
Если у государства нет другого плана — то мы, как предприниматели, предлагаем тогда снижать НДС на основные продукты питания. Не на черную и красную икру, конечно! На на основные продукты, на молоко, молочные продукты, свежее мясо, рыбу и яйца, например. И всё.
Позитивно, что у нас уже полгода назад была дискуссия в Сейме, сейчас насчет этого в Минземледелия ведут свои подсчеты. Через два-три месяца пойдут в Сейм и будут показывать, как это влияет на отрасль, на социальную помощь и на госбюджет. Да, что-то понемногу продвигается в этом вопросе».
Латвийским потребителям, сетующим на дороговизну всего и вся и спрашивающим, куда смотрит государство и почему не помогает, тоже стоило бы пересмотреть свои привычки, заявил Эдгар Ружа:
«Наше государство, правительство с того и начинается, что каждый из нас — часть государства! Давайте подумаем над этим, будем патриотичны и посмотрим, что происходит на Украине — там люди уже три недели сидят в подвалах и вообще не едят! Их уже никакие цены не интересуют... И когда мы тут начинаем дискутировать, что вот стало всё дороже — мне кажется, рассуждать о ценах сейчас моральная низость.
И еще второе. Третья часть продовольствия в мире — и то же я вижу в Латвии — уходит в мусорник! Я очень надеюсь, когда поднимутся цены — труд и пот фермеров не будет вот так выбрасываться прямо в мусорник. И люди будут больше покупать с умом — а не будут, как сейчас последние несколько недель: бегают по магазинам, всё покупают, а через три месяца будут выбрасывать, потому что в муке завелись червяки.
Именно таким образом мы ведь и создаем повышение цен и сами производим кризисы. Я бы посоветовал каждому подумать, посмотреть вокруг и сделать свои шаги, чтобы улучшить у нас тут в Латвии всю среду, и экономическую, и среду для выживания, чтобы у нас было меньше кризисов, и не дай бог, войны».
Как сообщалось, еще до начала войны в Украине ЦСУ резюмировало, что настолько резкого подорожания продуктов, как в 2021-м, в Латвии не наблюдалось минимум десять лет. Стремительный рост цен на энергоресурсы стал одним из двигателей инфляции: по итогам октября она составила 6%, в ноябре - 7,5% в годовом исчислении. Такого роста цен в Латвии не фиксировалось со времен кризиса 2009-2010 годов.