В подчинении Минюста находится Государственная земельная службе, которая определяет кадастровую стоимость, но не имеет отношения к сбору налогов. Следовательно, Минюст может повысить кадастр, но не может освободить кого-либо от уплаты NIN.
Поскольку коалиция не поддерживает предложения Минюста об отмене NIN для первичного жилья, координация этих «реформ» во всех инстанциях и министерствах может в конечном счете привести к значительному увеличению кадастровой стоимости, но к минимальным изменениям в процедуре оплаты NIN. Опыт подсказывает, этот вариант даже очень возможен. Поэтому было бы полезно рассмотреть другие варианты реформ в этой области.
Идея приблизить кадастровую стоимость земли и жилья к рыночной стоимости, на первый взгляд, кажется разумным и вполне справедливым предложением. Однако эта справедливость только кажущаяся, ведь есть бесчисленное количество случаев, когда человек проживает всю жизнь в доме, который прежде не был таким дорогим, но теперь налоги за него становятся ему не по карману. Владелец не виноват в том, что рыночная стоимость его дома подскочила до космических высот. И речь идет не только о старых владениях в Юрмале. Точно так же стоимость недвижимости может значительно возрасти в любом другом месте, где вы жили с незапамятных времен. «Реформа» кадастровой стоимости может поставить многих владельцев перед неприятным выбором – коли оказался в «богатом» районе, либо плати высокие налоги, либо ищи жилье подешевле.
Сейчас действующая формулировки законов дают местным органам власти широкое право применять налоговые льготы. На практике эти скидки часто принимают весьма искаженные формы, поскольку обещания предоставить скидки на NIN широким слоям населения являются одним из традиционных приемов на муниципальных выборах, которые легко дать, но трудно отобрать.
Нынешние сторонники «реформы» снова ищут разные способы увеличить размер NIN, не увеличивая при этом налоговую нагрузку на население. В поисках компромисса окончательная версия закона, скорее всего, будет настолько запутана, что недовольных будет больше, чем довольных. Но изобретать велосипед не нужно. Механизмы из подобных ситуаций давно апробированы в мире.
Например, Нью-Йорк - город с одной из самых высоких арендных ставок в мире. Однако даже в очень дорогих районах есть дома с относительно низкой арендной платой. Как этого добиться? Очень просто. Там домовладелец может ежегодно повышать арендную плату для старых арендаторов только на определенный, относительно небольшой процент.
Это означает, что при заключении договора арендатор уверен, что арендная плата в какой-то момент не вырастет до невыносимого уровня. В свою очередь, новый арендатор должен заплатить текущую рыночную цену. В результате цены на аренду в одном доме могут сильно отличаться в зависимости от продолжительности проживания арендатора в конкретном доме. Они зависят от того, на какой срок была аренда.
Аналогичный метод можно использовать для расчета кадастровой стоимости, из которой выплачивается NIN. Если собственник недвижимости не меняется, то кадастровая стоимость остается прежней, но как только собственник меняется (осознанное действие), кадастровая стоимость недвижимости также меняется, согласно кадастровому реестру, который максимально приближен к рыночной стоимости. В этом случае каждый покупатель новой недвижимости уже будет знать, чего ожидать, но старые владельцы, которые живут в своих домах десятилетиями, не станут жертвами стресса от повышения кадастровой стоимости."