Ювелирным делом Анатолий Скрипников занимается 38 лет. Начинал учеником на знаменитой Рижской ювелирной фабрике – дорос до мастера 5-го разряда. Каких только драгоценностей не повидал в своей жизни, но нынешние мошенники, говорит, способны обмануть даже знатоков…
Путь Анатолия в благородное ремесло был простым: пришел в зрелом возрасте – в 28 лет, после армии. До того работал в домостроительном комбинате по специальности слесарь-сантехник. Что важно, говорит, – инструментами владел. Еще в школе слесарному делу мальчишкой обучали, поэтому умел паять, пилить, гнуть металл. Не то чтобы тянуло к драгоценностям – профессия нравилась. Похоже, сама она его и выбрала.
Полгода провел в учениках у мастера на заводе, а дальше уже все сам. Та, прежняя система уже полностью разрушена, а другой не создали. Поэтому каждый каждого может учить быть ювелиром, результат – дело совести учителя.
-От нашего прежнего завода теперь осталась одна мастерская, да небольшой магазин при ней, - говорит Анатолий и вспоминает свои первые изделия.
–Дали мне кольца № 345. Это код такой. Система какая: выписываешь накладные, получаешь на складе детали, потом их обрабатываешь - обпиливаешь, соединяешь, паяешь...
Я работал на участке заготовки, из деталей собирал изделия. Самые сложные, помню, были «шестые» кольца – со знаком качества. На каждом – 32 пайки! Получаешь заготовки - 60-90 колечек, и все в итоге должны быть одинаковые, как яички. Только размеры разные.
Всевозможные махинации с драгоценностями на этапе их изготовления, на памяти Анатолия, были полностью исключены.
- Каждый из нас был материально ответственным лицом. Сколько золота перед сменой получаешь, столько и сдаёшь после, с учетом вычета процентов на производство. Если что «потеряешь», из тебя же и высчитают, так что, овчинка выделки не стоила. При работе с камнями у каждого был свой личный сейф. Чтоб друг у друга воровать - и нереально, и сами б мужики затоптали.
Испытание камнями
Искушений драгоценностями, признается Анатолий, у него не бывало. «Ну, нравится, что красиво, блестит, и все на этом».
Рассказывает, как год отработал на участке бриллиантов: «Первое время, конечно, восхищаешься, а потом привыкаешь. Работа есть работа. Начинаешь относиться к драгоценностям, как к обычным камням, опилки с них собираешь, крепишь. Красиво. Только ответственности больше, чем с цирконием, и в этом основная разница».
На участке заготовок, объясняет мастер, камней не ставили. Для этого был специальный участок закрепки, где только и крепили камни – практически по Райкину, «узкая специализация». Оттуда уже Пробирная инспекция забирала готовые кольца на пробу и ставила клеймо.
- На бриллиантовом участке заготовок не было. Там кольца делали с нуля. Получаешь два куска золота и рисунок, как оно должно выглядеть. Основные параметры указаны. Вот сидишь и гнешь по этим размерам металл, выпиливаешь, обрабатываешь его, крепишь камни. Под каждое изделие свои. Самые большие, с которыми я работал, - 0.15 – 0.17 карата, это величиной около 4 мм.
- С изумрудами, сапфирами тоже работали?
- Конечно, были и натуральные камни и искусственно выращенные. И те и те красивые, насыщенного цвета, только цены глубоко разные. Сейчас, бывает, приносят изделия с рубинами на оценку – говорят, с советского времени, благородный, но цена кольца с искусственным была около 180 рублей, а с настоящим - тысяч тридцать. И вся разница.
- Камни тем дороже, чем больше граней?
- Нет, классическая бриллиантовая огранка – это 57 граней. Есть королевская – там больше, 87 и 111 граней, но ее применяют для больших камней. Обычно - 17, 33, 57 граней.
- Что, даже на малюсеньком осколке бриллианта 17 граней делают?
- И 57 делают! Он тогда искрится весь, переливается. И потом, что значит, осколок! Осколки – это когда стекло сыпится, а у драгоценностей даже самый мелкий камешек имеет свои параметры. И в работе с ним выдерживаются определенные правила.
- Большинство изделий на ювелирном заводе делали, конечно, с камнями искусственно выращенными, - рассказывает Анатолий. - Выращивали из кварца с добавлением красителей и так получали и изумруды, и рубины, и аметисты, и корунды…
В общей сложности на заводе работали около 200 монтировщиков-ювелиров. Работали в две смены – столы стояли в два ряда.
Хоть и жили советские люди в целом небогато, драгоценности всегда были востребованы. Мой собеседник помнит еще те времена, когда один грамм золота стоил 9 рублей, потом 15, 22, 37…Народ, говорит, при каждом подорожании тормозил, потом опомнится – и снова за покупки.
Спрос на продукцию Рижского завода был прочный, хозяйство ж в Советском Союзе было плановым, все просчитывалось. Ювелирных заводов в стране было несколько и у каждого своя специфика.Эстонский, например, специализировался на серебре, в Литве вообще своего завода не было. Свердловск, Москва, Смоленск – те готовили драгоценные камни. План всегда «горел».
- Работа была сдельная, но расценки все время резались, - вспоминает Анатолий. –Были изделия более денежные и менее. Например, кольца со знаком качества «шестые» и «девятые» никто не хотел брать в работу. Они были трудоемкие. Хотя вроде стоили дорого – то же «шестое» кольцо стоило 1 рубль и 10 копеек, но на нем 32 пайки. И вот берешь, допустим, 60 колец - 60 рублей на них заработаешь. Но на это уходило недели полторы.
А можно было взять заказы подешевле, где изделий побольше, но они и попроще, где и делать особенно было нечего. Те же серьги – 45 копеек стоила пара. Взял сто пар, операции простые – спаял за полторы смены и заработал 45 рублей.
Но выбирать изделия было невозможно – каждое утро их распределял мастер. Изделия со знаком качества давали, как обязаловку.
-А правда, что сейчас нет такого качественного золота, как советское?
-А чем нынешнее отличается от советского? Мы его до сих пор делаем по советским технологиям. Многие просто не понимают сути вещей. Говорят, 583 проба была лучшей. Советский Союз был на 583 пробе, а весь мир - на 585. Проба говорит о процентном содержании чистого золота в сплаве.
В советское время он из чего состоял: 12 – 14 % серебра, 58.3% – чистое золото, остальное - медь. Этот сплав считался лучшим, и мы считаем, что он лучший по сей день. Он износоустойчив и кислотоустойчив одновременно. А на западе сейчас стали добавлять цинк, кадмий, которые понижают температуру плавления и увеличивают текучесть.
Потом СССР тоже перешел на 585 пробу - добавили на килограмм массы 2 грамма чистого золота. И сейчас мы следуем советской технологии, а запад помимо серебра добавляет еще цинк и кадмий, потому что так дешевле.
- На качество золота это как-то влияет?
- Конечно. Ухудшается его износоустойчивость и кислотоустойчивость.
Взять их западные, особенно желтые, цепочки. Я свою могу ночь продержать в 10-15 процентном растворе соляной кислоты, и ничего с ней не случится. А их цепочка рассыплется, как бумага, через 15 минут. Потому что металл в ней рыхлый.
-Говорят, на востоке самое дешевое золото – правда?
-Есть мировые расценки на золото, которые устанавливаются не в Латвии, а в Лондоне. Поэтому где-то наценки больше, где-то меньше, но в целом цены одинаковы. Недавно я ездил в Россию. Там, казалось бы, прииски свои, золото добывают, но цена на него мировая.
-А что из себя представляет высшая проба?
-Это 999 проба - чистое золото. Но из него ничего не делают, потому что оно мягкое. Привезли как-то из Эмиратов браслет 950 пробы, его сжимаешь, и вмятины остаются. Хотя шейхи носят – они с 585 пробой не связываются. Потому, кстати, золото на зуб пробуют – высокопробные изделия отличаются мягкостью.
-Драгоценные камни, я слышала, можно купить дешево в необработанном виде.
- Конечно, ведь обработка камня стоит больших денег. Но имейте в виду: покупая необработанный камень, вы всегда рискуете. Никто ж не знает, каким он окажется внутри. Скажем, бриллиант одного и того же размера может стоить 28 тысяч долларов, а может - 800 долларов.
И дело не только в огранке и шлифовке, но в чисто природных характеристиках. Камень может быть абсолютно чистым, прозрачным, а может быть прозрачным, но грязным. Или в нем будут включения какие-то природные – перышки, пузырьки, точечки разные. И ничего в нем изменить невозможно.
- Почему самым дорогим остается бриллиант – из-за прочности?
- Прочность ценится, конечно, но не только.
Есть очень красивые изумруды, сапфиры, но бриллиант – настоящий, чистый, он по-настоящему завораживает. При хорошей огранке он переливается, рассыпает свет, никакой камень такого сверкания в глазах не даст.
Одно время мы брали драгоценности на продажу и нам принесли большой бриллиант старой огранки. На него люди приходили просто любоваться, и было непонятно, один это камень или несколько рядом лежат, настолько он искрился и рассыпался на глазах.
- Как вам самому дался переход от работы с заготовками на заводе к индивидуальным заказам?
-К хорошему быстро привыкаешь. И индивидуальные заказы с нуля делаю, и кольца-заготовки дорабатываю. Изделия с нуля стоят очень дорого. На всемирную выставку в Италию езжу, там покупаю готовые модели и потом тиражирую.
Благодаря интернету теперь можно в проекции 3Д заказать любую модель мировой фирмы. Тут надо месяц сидеть выпиливать, а они за три дня ее делают. Основа есть, потом она уже отливается и дорабатывается руками.
-Судя по тому, что вы все время заняты, кризис вашей отрасли не коснулся. Драгоценности народ носит постоянно.
-Нет такой отрасли в нашей стране, которой бы не коснулся кризис. Сейчас и раньше – это день и ночь. Если раньше приходили люди и брали «для чулка - вдруг пригодится», то теперь такого нет.
Мы хотя бы комбинируем работу – и ремонтируем, и изделия делаем, и продаем, а кто чисто продажей занимался – позакрывались. Да и производств все меньше остается, и мастеров. Учиться профессии теперь негде. Я бы взял ученика, да не смогу его работой загрузить. А есть такие, что берут, а учат чисто поверхностно. Выходит, парень потерял время и деньги, а ремесло не освоил.
- Есть ли мода на драгоценности?
- Нет, тут дело вкуса. Единственное, во все времена ценятся натуральные камни. Вот и для «чулка» лучше покупать настоящие драгоценности. Хотя мало кто в них сегодня разбирается.
Недавно девушка одна со мной спорила до хрипоты, доказывала, что кристаллы Сваровски –искусственные бриллианты. Что тут скажешь: рекламой можно людям головы еще не так забить. На самом деле эти «кристаллы» - обыкновенное стекло с добавлением цинка. Хрусталь по сути дела. Просто бренд раскрученный, в который вложены миллионы денег.
-Часто люди покупаются на рекламу?
-Постоянно, особенно на курортах. Принцип простой: один хочет купить подешевле, другой – продать подороже. Потом приходят ко мне на экспертизу и такое выявляется…
Просит девушка оценить колечко с бриллиантом. Купила за 700 евро – 300 евро дали скидку. Ну да, бриллиант настоящий, но с такими характеристиками ему цена 15 евро. Продавец, говорит, лампу к нему приставил, камень заиграл, но качество-то его никакое.
Другая клиентка привезла из Турции топаз для сережек. Я посмотрел – стекло! Она в слезы. Но, пожалуйста, есть же Пробирная инспекция, любой может получить там экспертное заключение.
На ювелирных фабриках и то умудряются клиентов обманывать. Женщина с жемчужной фабрики на Тенерифе привезла кольцо с жемчугом за 130 евро. Я не мог отличить от настоящего. Снял камень – обыкновенная стекляшка. Сейчас перламутр как делают: перемалывают его в пудру и покрывают ею бусинки. Цена такой 20-30 евро.
-Как же не попасться на обман?
- Не нужно покупать драгоценности там, где много туристов. Даже в крупных магазинах. Берите там, куда вы, в случае чего, можете вернуться и плюнуть продавцу в глаза.
Был случай – женщина в Венеции в дорогом магазине купила искусно сделанные серебряные серьги с жемчужинками. Одна сережка сломалась и случайно выяснилось: вместо жемчужинки – бусинка, обернутая пленкой. Отдала за них 180 евро, хотя им красная цена 10 евро.
-А где же качество проверять можно?
-Пробирная инспекция, улица Театра, 9. Каждый может проверить свое изделие – натуральное оно или нет, и какого качества. Мы свои изделия туда возим в обязательном порядке, на них пробу ставят. На четыре камня я просто обязан повесить бирку, без этого не имею права их продавать - бриллианты, изумруды, сапфиры и рубины.
-Говорят, у каждого камня свой характер, вы это чувствуете?
-Это чувствует уже хозяин, когда его носит. Не случайно эзотерики советуют не покупать камни, к которым не лежит душа, даже если они вам подходят по разным гороскопам. Надо брать только такие, что греют сердце. Это правило не только к камням относится – ко всему живому.
По желанию читаю клиентам книгу – какой камень в каких случаях и кому полагается носить, какой кому противопоказан. Хотя эзотерическая палитра так богата, что, по сути, все камни подходят всем. Поэтому носите то, что вам нравится и будет полезно.
Единственно, не забывайте ухаживать за своими драгоценностями. У нас в массе люди к этому не приучены, а ведь и золото, и камни теряют настроение и блеск от пыли и грязи.
-Как лучше всего вернуть драгоценностям настроение?
-Чистить их желательно каждые два-три месяца. На стакан горячей воды берете чайную ложку шампуня и чайную ложку нашатырного спирта. Погружаете изделие минут на 15-20. Потом промываете холодной водой, протираете фланелевой тряпочкой и все – оно вам снова радо!
Елена СЛЮСАРЕВА