Главная тема всех последних месяцев — наплыв беженцев в Европу. Ves(точка)lv попросила нашу соотечественницу Екатерину Антипову, проживающую в Лондоне, рассказать об отношении к ним жителей Туманного Альбиона.
В провинции боятся конкурентов
Наша команда в составе меня (начинающего блоггера), диктофона и фотографа (был потерян вместе со снимками) отправилась выяснять мнение аборигенов о беженцах и их возможном наплыве на территорию Соединённого Королевства.
До этого я провела неделю на севере Англии, посещая дивные города Халл и Сканторп. Там беженцы -- горячая тема. За 50 миль от столицы Великобритании мнения спрашивать не надо. К тебе подходят и рассказывают. Хочешь ты того или нет.
В английских промышленных городах с деньгами у местных неплохо -- даже молодые семьи живут в собственных домах. А вот с образованием проблемы: быть продавцом в магазине -- нормальная карьера для англичанки, а её муж, скорее всего, принадлежит к пятому поколению работающих на одном и том же заводе. Поэтому чужаки воспринимаются как конкуренты за рабочие места. Беженцев называют экономическими иммигрантами, и "все силы должны быть брошены на борьбу с ними".
Горький привкус утренних газет
"Это же только на периферии, - думала я. - А в Лондоне - Неделя высокой моды. Уик-энд индийских нарядов и Кубок мира по регби..." Но в английских газетах "жертвы войны" тоже в топе новостей.
Статьи, призывающие к гуманности, пишутся известными журналистами для среднего и высшего классов. А за "закрытые двери" выступают те, кто пробивает себе дорогу наверх. Они ещё льстят пролетариату.
Последние комментарии на сайтах The Guardians и The Times в основном делятся на "Англия нас/их разбомбила - теперь вы должны платить за последствия" и "Они не бегут от войны, это десятая мирная страна на их пути". Чуть реже, но всё же встречается "Мы не хотим беженцев, потому что мы расисты. И нам должно быть за это стыдно". Клише "Если ты против иммиграции -- значит, ты расист" используется с 1960-х годов и виртуозно пресекает любые жалобы на ситуацию со стороны простого народа.
Всё лучшее - беженцам
В автобусных парках, на стройках, в медицинских центрах и пабах, где трудится и отдыхает соль земли -- трудяги, которым и приходится расхлёбывать последствия мультикультурности, о беженцах думают, но особо не обсуждают. В разговорах звучит конкретика: "Наша пенсия под угрозой", "Срежут пособия", "Медицинское обслуживание становится хуже" и "Жильё недоступно".
Работники службы распределения социального жилья в неофициальных разговорах горько отзываются о ситуации: "Я практически каждую неделю выслушиваю ругательства от британцев, которые с 90-х годов стояли на очереди, но в последнюю минуту предназначенный им социальный дом отдаётся семье из Африки с восемью детьми, пересёкшей границу две недели назад".
Это не история последних месяцев. Она длится уже несколько лет -- до Сирии были другие страны. "Мы ничего не можем поделать -- получивших или ожидающих свой статус беженцев защищает международный закон, а граждан -- нет", -- говорят соцработники.
Скромное обаяние буржуазии
Кэнэри-Уорф -- финансовый район Лондона. Здесь обитают в своих офисах банкиры и клерки.
Средний класс на пострадавших от войн давно отчисляет небольшие благотворительные суммы. Обычно выбираются от одного до пяти благотворительных фондов, и пожертвования в 5-10 фунтов стерлингов для каждого раз в месяц автоматически снимаются с зарплаты. За это даются льготы на налоги, что позволяет выглядеть благородно.
Практически все интервьюируемые в этой среде единодушно высказываются за приём беженцев. Новости обсуждаются отстранённо.
На вопросы "Что происходит сейчас в городе?" и "Что из-за беженцев может измениться в политике и повседневной жизни завтра?" эти люди признаются, что не думали об этом или вытаскивают отдающие нафталином клише "Они будут работать на должностях, которые британцы не хотят занимать", "Они ассимилируются". А в двух офисах с гордостью поведали о дополнительных благотворительных сборах на нужды беженцев -- в виде небольшой платы за вход на мероприятия, которые раньше были бесплатными.
Троянский слон в гостиной
Обычно о будущем думает интеллигенция. Поэтому мы подались в Национальную библиотеку и университеты. После многократных заверений, что ни имя, ни название университета нигде не будет упомянуто, с нами разоткровенничалась преподавательница кафедры языков одного из ведущих вузов: "Уже давно было очевидно, что проблема не в жилье и рабочих местах. Даже если все приезжающие из арабских стран поголовно являются мирными жителями, они всё равно никогда не ассимилируются. А значит, они устроят здесь филиал своей страны. А как именно их страна выглядит -- мы сейчас и наблюдаем". После паузы и оглянувшись по сторонам, она добавила: "У нас в гостиной стоит троянский слон".
"Слон в гостиной" -- английское выражение. Это проблема, о которой все знают, но которая по разным соображениям или из-за культурных табу игнорируется в разговорах. Но поделиться таким мнением публично этой даме вряд ли удастся.
Коварные обещания политиков
За дни опросов и разговоров мы всячески избегали представителей политических партий. Их мнение печатают по утрам в бесплатно раздаваемой в метро газете. Как мрачно пошутил один из местных банкиров: "Их мнение и так давно известно".
По его словам, Дэвид Камерон ещё в 2013 году на The British Curry Awards (да, в Британии восьмой год подряд проводится вручение награды за лучшее карри!) наобещал, что будет работать вместе с Энамом Али (основателем The British Curry Awards) и другими бизнесменами над задачей ввезти на Туманный Альбион достаточное количество квалифицированных азиатских поваров (азиатами в Британии называют выходцев из Афганистана, Пакистана и ряда соседних с ними стран). Судя по сегодняшнему притоку беженцев из тех самых стран, кажется, это одно из немногих обещаний Камерона, которые он сдержал.
Послесловие
Люди в образцовой английской гостиной всё так же продолжают пить чай, сюрпризов можно ожидать только от слона.