Операция на позвоночнике -- часто единственный способ спасти человека от тяжелой инвалидности, избавить от невыносимых болей и перспективы, что называется, совершенно обезножеть...
Нейрохирург Рижской 1-й больницы Борис Коолс за 27 лет работы прооперировал сотни, а может, и тысячи больных, в том числе с черепно-мозговыми травмами, поражениями и грыжами позвоночника, многими другими диагнозами...
-- Не секрет, что нейрохирургия одна из самых сложных и рискованных областей медицины. Что главное в вашей профессии?
-- Все! А самое важнее -- это понимание значимости человеческой жизни, ответственности перед ней. Опыт очень важен, свой я зарабатывал в нашей же больнице, когда она была клиникой скорой помощи и к нам везли людей с тяжелыми спинальными травмами, пробитыми черепами...
Опыт, интуиция, знания
-- Нейрохирургия, -- продолжает д-р Коолс, -- предполагает работу, когда ты должен на многие часы слиться с нейрохирургическим микроскопом (благо он в нашей операционной практически самый новый из существующих сегодня в мире и стоит 200 тысяч евро) и зоной операции воедино. Требуется абсолютная концентрация, когда слышишь только собственное дыхание.
Иногда сутки стоя, иногда сутки сидя в одной позе. Собственные спина и ноги иногда почти не двигаются, работают только кисти рук. И голова! Все движения в операционном поле -- несколько сантиметров, а то и миллиметров туда-сюда. Как-то так...
-- Доктор, скажите, каковы основные слагаемые успеха операции?
-- Везение. Плюс хорошее знание патологии, анатомии, грамотная предоперационная диагностика, отличное современное оборудование в операционной, надежная команда врачей и сестер, хороший анестезиолог.
Нейрохирург обязан быть собранным, сосредоточенным, ничто не должно отвлекать его. Нейрохирургическая операция сродни фигуре высшего пилотажа, занятиям экстремальными видами спорта.
Результат операции зависит от профессиональных знаний и опыта, умноженных на помощь современной аппаратуры (томографы, микроскопы). И еще от интуиции...
Пожалейте позвоночник...
-- Вы оперируете позвоночник. Какие самые частые диагнозы у ваших пациентов?
-- Пользуясь случаем, хочу сказать вашим читателям, что если у кого-то присутствуют острые боли в пояснице, шее или в грудном отделе позвоночника, которые сопровождаются головокружением, головными болями, нарушением чувствительности кожи рук или ног, слабостью мышц конечностей, необходимо срочно проконсультироваться с нейрохирургом. Самолечение в этих случаях часто заканчивается тяжелыми осложнениями. Никакие бани, припарки и мази не помогут.
При осмотре врач определяет место локализации болевого синдрома, ставит предварительный диагноз и направляет на исследование. В этом случае идеально подходит компьютерная томография (КТ) или мультиспиральная компьютерная томография (МСКТ). Такие методы обследования можно проводить с наличием любых металлических имплантатов -- и такая аппаратура, мощная и точная, есть в нашей больнице.
Если же говорить о самом частом диагнозе, то это, конечно, грыжа межпозвонкового диска...
-- А что это такое? И почему такой диагноз у многих?
-- Грыжа межпозвоночного диска развивается постепенно (если не это не результат травмы). Это происходит в связи с деструкцией диска и позвонков. Основным фактором, располагающим к развитию грыжи, является нарушение обмена веществ, гиподинамия, сидячий образ жизни, отсутствие регулярных занятий гимнастикой, избыточный вес, блага цивилизации и так далее.
В итоге диск теряет свои амортизационные свойства из-за потери эластичности и гибкости. В результате потери амортизационных свойств давление на пораженный межпозвоночный диск продолжает нарастать, затем происходят еще большие структурные изменения.
Диск на начальной стадии заболевания истончается, деформируется. Впоследствии, если не принимаются меры к устранению причины заболевания, происходит выпячивание диска из межпозвоночного пространства. Это и есть грыжа межпозвоночного диска. И это опасно, так как со временем может привести к инвалидности и лишению возможности самостоятельного передвижения: людей скрючивает в позвоночнике, нога (ноги) перестают действовать.
В качестве радикального и часто единственного метода лечения современная медицина предлагает оперативное вмешательство. Что мы и делаем. Вот видите, человек идет к нам сейчас по улице. (Доктор показывает мне в окно на бодро шагающего мужчину лет 65.) Не поверите, еще недавно он едва передвигался, опираясь на костыли... Я так рад, что мы смогли поставить его на ноги!
Ох уж эти каналы!
-- Доктор, а еще с чем к вам часто обращаются сегодня?
-- Приходят с заболеванием, проявляющимся длительной болью в районе запястья, онемением пальцев, невозможностью держаться за поручень трамвая-автобуса, выпадающим из руки карандашом... Таким больным становится трудно застегнуть пуговицу, взять в руки мелкий предмет, трудно держать в руках иголку, трудно шить, вязать.
В особо тяжелых случаях у пациентов предметы просто выпадают из рук. Эти проявления синдрома запястного (карпального) канала наиболее часто встречаются у людей за 40 лет, интенсивно монотонно работающих пальцами и руками вообще; это офисные работники, медики, представители других профессий.
Сниженная чувствительность чаще проявляется в первом (большом), втором (указательном), третьем (безымянном) пальцах. Иногда страдают все пальцы руки или онемение сопровождается болями, доходящими до локтя и выше. Причиной является сдавливание срединного нерва между костями и сухожилиями мышц запястья.
Метод лечения зависит в каждом конкретном случае от степени поражения нерва. Операция назначается при выраженном поражении нерва. Для начала назначается обследование проводимости нервов -- электромиография, которая определяет степень поражения.
При выраженном поражении нервов откладывать операцию мы не рекомендуем, так как чем дольше пациент тянет с операцией, тем тяжелее бороться с недугом.
Очень скоро в нашей больнице мы начнем делать эндоскопические операции карпального канала -- и еще кубитального (синдрома сдавливания локтевого нерва в кубитальном канале). Эта проблема, кстати, обычно проявляется чувством скованности, боли, онемения в мизинце и в соседней с ним половине безымянного пальца. А также слабостью и болезненностью при хвате кистью, разгибании пальцев, болью в самом локтевом канале, чувством стянутости в локте.
После операции на кубитальном канале локоть обычно обездвиживают: на 10-14 дней после подкожной транспозиции и на 20-25 дней -- после подмышечной. После этого начинают движения, но после подмышечной транспозиции ограничения по интенсивности физической нагрузки сохраняются до четырех-шести недель. Но зато проблема решается раз и навсегда.
-- Спасибо за интервью, будем знать! И лечиться!
Людмила ВЕВЕРЕ