В начале 1879 года британские войска, вооружённые по последнему слову техники, встретились с необычным противником — зулусами. В этой битве войска наиболее могущественного на тот момент мирового государства были полностью разгромлены, а в историю колониальных войн была вписана одна из самых ярких и удивительных глав.
Мощь Британии в зените
К концу 1870-х годов Британская империя, казалось, не имела себе равных. Многолетние враги: Россия и Франция — были повержены (правда, Франция — Пруссией). Паровой флот и железные дороги позволяли перебросить испытанные войска практически в любую точку земного шара. И это не было просто метафорой.
При осаде Севастополя благодаря выстроенной практически в чистом поле железной дороге англичане смогли буквально завалить обороняющихся тяжёлыми снарядами. Телеграфная сеть в Индии позволяла вовремя реагировать на передвижения восставших сипаев и в итоге разбить их. В 1867 году приказ королевы Виктории мгновенно преодолел десять тысяч миль от Лондона до Бомбея. Солдаты из Индии отправились на побережье Красного моря, где соорудили искусственную гавань. А затем они преодолели четыреста миль по выжженным солнцем эфиопским горам к крепости Магдала, где местный император Теодрос II удерживал заложников из числа британских подданных. Неприступная ранее крепость была взята всего за два часа, причём не погиб ни один британец.
Летом 1878 года Британия находилась на грани войны с Россией, успешно бившей турков и угрожавшей взять Стамбул. Однако этот конфликт удалось уладить дипломатам. Тогда как другую войну именно дипломаты и спровоцировали.
Ассегаи против винтовок
В 1816 году вождём южноафриканского племени зулусов стал Чака. До Чаки типичное сражение между племенами протекало в виде долгих препирательств между воинами сторон, постепенно переходящих в перекидывание лёгкими дротиками-ассегаями. Чака решительно изменил весь рисунок боя. Упор делался на решительное сближение и «штыковой» удар тяжёлым укороченным ассегаем.
Предоставим слово выросшему среди зулусов Эрнесту Риттеру:
«Видя, что Чака идёт прямо на него, воин бутелези удивился и даже несколько смутился. Когда расстояние между ними сократилось до тридцати пяти ярдов, он метнул своё первое копье, которое отскочило от щита Чаки, не причинив ему вреда. Чака меж тем перешёл на бег, слегка отставив щит, чтобы иметь лучший обзор. На расстоянии пятнадцати ярдов он отбил щитом второе копьё бутелези, а две секунды спустя схватился с противником. В одно мгновение он зацепил слева своим щитом щит врага и резким рывком, тоже влево, лишил бутелези возможности использовать лёгкое копье, которое тот держал в правой руке. В то же время левое плечо воина осталось без прикрытия. Чака воспользовался этим, чтобы, размахнувшись ассегаем, нанести ему удар под мышку. Удар был настолько силён, что ассегай не только проткнул сердце и лёгкие, но и вышел наружу из-под правого плеча. Бутелези свалился мёртвым в направлении удара, и Чака воспользовался тяжестью падающего тела, чтобы, воскликнув “Нгадла!”, вытащить копьё».
Из пригоршни племён «африканскому Наполеону» удалось выковать огромную армию с жесточайшей дисциплиной, единообразным вооружением, униформой, строгим делением на отряды, взаимодействующие на поле боя. «Рога буйвола» охватывали противника с флангов, а «грудь» наступала с фронта. Чака был убит за полвека до интересующих нас событий, но дух его реформ ещё влиял на державу зулусов, простёршуюся от Драконовых гор до Индийского океана.
Осенью 1867 году в междуречье Оранжевой реки и Вааля, у знаменитого позже местечка Кимберли, были открыты огромные залежи алмазов. Естественно, в эти земли тут же бросились тысячи искателей приключений, не признающих ничьей власти. Британцы старались навести порядок, как они его понимали, объединив поселения англичан в Южной Африке (Наталь), бурские республики и местные государства в одну конфедерацию. С этой целью в Африку был направлен опытный имперский проконсул сэр Генри Фрер. Такая конфедерация недавно «заработала» в Канаде. Однако само наличие в Южной Африке государства зулусов с десятками тысяч тренированных воинов подсекало эту идею на корню.
11 декабря 1878 года после ряда пограничных стычек Фрер предъявил заведомо неудобный ультиматум правителю зулусов (инкоси) Кечвайо: его воины должны были разоружиться, а сам Кечвайо — признать власть Британии. Срок ультиматума истекал 10 января (по другим данным, 11 января) 1879 года. Отказ стал вполне предсказуемым. Фрер полагал, что у него хватит сил для быстрой победы, которая к тому же покажет и бурам, кто в Южной Африке самый сильный. И 11 января британские войска во главе с генералом лордом Челмсфордом вторглись на земли зулусов — у переправы Роркс-Дрифт.
Лорд Челмсфорд сражался ещё в Крымскую войну, затем подавлял восставших сипаев. В целом его карьера была типична для викторианского «офицера и джентльмена», отличительными чертами которого были консервативность в военных взглядах и вежливость с подчинёнными. В Африке он застал лишь почти побеждённые племена, не представлявшие, как казалось, угрозы в открытом бою. Основной проблемой было найти их, а не победить. С этими установками Челмсфорд и отправился на войну с зулусами.
Южная Африка отличалась невиданными по силе грозами: сухое русло за час могло наполниться ревущим потоком в несколько метров глубиной. Тем не менее британская армия тремя колоннами бесстрашно выдвинулась на поиски противника. Центральная колонна состояла из двух батальонов 24-го пехотного полка, батареи из шести дульнозарядных 7-фунтовых орудий, роты сапёров и вспомогательных отрядов местных войск: от зулусов — противников Кечвайо до добровольцев из Наталя. Всего колонна насчитывала свыше 4500 человек, её обоз имел более 300 повозок. Конницы было сравнительно мало.
Изандлвана
К 19 января англичане, практически не встречая противника, достигли небольшого холма Изандлвана. Часть обоза подошла сюда не ранее 22 января. Англичане не собирались долго оставаться в этом месте, поэтому не уделили особого внимания изучению окрестностей и подготовке лагеря. Почти со всех сторон открывался обзор на многие километры. Только на левом фланге была возможна внезапная атака со стороны противника.
Тем временем около 25 тысяч зулусов во главе с братом короля Дабуламанзи шли к Изандлване. Воинов предупредили не вторгаться в Наталь и убивать только солдат, которых можно отличить по красным мундирам. В ночь на 22 января конная разведка англичан внезапно обнаружила лагерь зулусов. Челмсфорд решил немедленно атаковать врага, пока тот не скрылся среди гор — что, по его прежнему опыту, часто делали предыдущие повстанцы. И перед рассветом отправился с частью колонны на поиски противника, пока оставшиеся войска охраняли лагерь.
Утром лагерь зулусов выглядел для конных англичан покинутым. Как позже оказалось, англичане нашли не основной лагерь. Перевалив в поисках противника через горный хребет, британские разведчики неожиданно обнаружили перед собой огромную армию зулусов — 25 тысяч воинов, которые расположились совсем рядом, на расстоянии около восьми километров, от собственного английского лагеря.
Ближайший полк зулусов, тоже увидев врага всего в нескольких сотнях метров от себя, немедленно атаковал. За ними побежали остальные воины. Несколько позже позже зулусским командирам буквально на ходу удалось восстановить подобие порядка. Британские разведчики отступали к лагерю, время от времени спешиваясь и давая залпы по зулусам. Но те стремительно неслись вперёд.
Британцы у лагеря оказались застигнуты атакой на открытом месте, без траншей или хотя бы круга из повозок — традиционного метода обороны буров и переселенцев США. И то и другое англичане просто не посчитали необходимым против каких-то дикарей, к тому же организация такой защиты требовала времени и сил.
Притом что прицелы английских однозарядных винтовок Мартини-Генри были размечены примерно на 1000 метров, дальность эффективной стрельбы из них была менее 400 метров. А 7-фунтовые орудия оказались слишком лёгкими для того, чтобы нанести серьёзный ущерб огромной армии. Вопреки традиционным стереотипам, у зулусов тоже было огнестрельное оружие — примерно 20 тысяч мушкетов «Браун Бесс» и дульнозарядных капсюльных «Энфилдов» на всю страну. Однако их порох был не лучшего качества, как и сами стрелки.
Центр зулусов оказался прижат к земле точным огнём британцев, звуки стрельбы напоминали зулусам гром. Но остальные отряды заходили с флангов. Линия англичан из нескольких не связанных между собой подразделений оказалась слишком растянутой. Им приходилось отступать всё дальше и дальше. Батарея ракет Конгрева оказалась отрезанной и уничтоженной.
В какой-то момент боя майор Смит приказал артиллеристам прекратить огонь и взять орудия на передки, чтобы переехать на новую позицию. Этот манёвр не раз проделывался на парадах — но здесь новая стремительная атака зулусов застала британцев врасплох. Часть вспомогательных войск дрогнула. Британцам пришлось драться посреди не подготовленного к обороне лагеря, где палатки и телеги ограничивали видимость, дальность стрельбы и возможность хоть какого-то управления. Линия обороны внезапно рухнула. Одна за другой роты вырезались. Некоторые группы, по описанию зулусов, отбивались до последнего патрона.
Английские пехотинцы пытались прорваться сквозь ряды зулусов, чтобы спастись — но безуспешно. Части англичан удалось вскочить на лошадей и ускакать. Один из выживших вспоминал впоследствии, что все пять уцелевших офицеров, включая него самого, носили форму голубого цвета, а не традиционного красного.
Тем временем лорд Челмсфорд со своим отрядом бродил в поисках противника. Весь день к нему приходили сообщения, что в лагере происходит что-то странное. Но только к вечеру Челмсфорд вернулся в разгромленный и разграбленный лагерь и воочию узрел масштабы катастрофы.
На следующий день и англичане, и зулусы были слишком измучены, чтобы сражаться дальше. Из 1700 человек в британском отряде свыше 1300 были убиты, весь обоз с провизией и патронами разгромлен. Спаслось некоторое количество темнокожих солдат из вспомогательных частей, а также менее 60 белых. Зулусам удалось захватить порядка тысячи новейших винтовок и два орудия, 400 тысяч патронов. Численность погибших в сражении зулусских воинов, по разным оценкам, составила от одной до трёх тысяч человек.
Роркс-Дрифт
Общую мрачную для империи картину неожиданно скрасил крохотный британский отряд (139 человек) у Роркс-Дрифта. Когда вечером после разгрома у Изандлваны около 3000 зулусов, не успевших принять участия в бою, решили поискать лёгкой победы, они наткнулись на жёсткий отпор. Оборонительные сооружения англичане возвели всего за несколько часов из мешков с зерном и ящиков из-под галет.
Зная, что им просто некуда бежать, они вели точный огонь из-за импровизированных баррикад. Отбив одна за другой три атаки, англичане потеряли 17 человек убитыми и умершими от ран (из них 5 — от огнестрельного оружия). Из 20 тысяч патронов в начале боя утром следующего дня, когда зулусы наконец отступили, у британцев осталось около 900. Англичане похоронили 351 зулусского воина.
Евгений Белаш, warspot.ru