На самом деле это все может стать суровой реальностью, которая сегодня еще видится на расстоянии, и кажется не такой уж страшной. Но шутки в сторону – приостановленные до лучших времен турниры, в том числе чемпионат Латвии по хоккею, тоже вполне себе проговариваемый сегодня сценарий.
Пока что тихо, без громких заявлений, но такие разговоры ходят. «В этом сезоне чемпион Латвии будет определяться не по победам - кто сильнее на льду, а по тому, кто лучше справится с коммунальными платежами», - иронизируют провидцы.
О плохом не хочется даже думать, но пессимизм налицо: счета за первые осенние месяцы действительно могут похоронить многих в спортивной индустрии. «За июль месяц пришел счет на 100 тысяч евро, и это только за электричество. У нас это пока трехкратное увеличение. Но это пока. Что будет дальше – страшно представить», - сообщает с грустью в глазах директор «Вольво центра» Эрик Милюнс, находясь в ожидании еще более сурового «приговора».
В хозяйстве Милюнса три искусственных катка, гостиница, кафе, библиотека, магазины, много других помещений, а это достаточно большая площадь. Летом лед не растапливался - пандемия и так не давала работать, так что приходилось наверстывать упущенное. Компрессоры работали на полную мощь, вот сегодня и приходит «расплата».
Марис Мартинсонс – президент хоккейного клуба «Мого» – после того, как за август ему пришел счет за ледовую арену 67 тысяч, и это только за электричество, в раздумьях – а может быть пока закрыться? На его взгляд, это даже было бы разумнее и менее болезненно. «Сравните – до этого счет за электричество у нас был 15 тысяч, так что рост за месяц – более в четыре раза. Так что грустно все это. Поначалу для нас это был шок, сейчас будем думать – что делать».
Хоккейная школа «Рига», которую содержит Рижская дума, должна заплатить за прошлый месяц более 50 000 евро. В Резекне не знают, что делать со счетом в 90 тысяч евро с лишним. И это, еще раз отмечу, только за свет. Впереди зима и морозы, надо будет подключать отопление, и тогда – караул! Особенно для тех владельцев, чьи сооружения отапливаются газом.
Директор ледового дворца в Талси Имант Зиединьш тоже не питает иллюзий.
- Летом у нас не было льда, но обычно мы его заливали в начале сентября и вплоть до середины апреля. В этом году из-за кризиса ситуация изменилась и нам тоже пришлось вносить свои коррективы, дабы не нарваться уже сейчас на большие счета. Решили не спешить. Так что компрессор готов, котел готов, но искусственный лед в Талси появиться только в конце месяца, не раньше.
По словам Зиединьша, в прошлом году ему удалось немного подкопить средства с расчетом на этот сезон. Как в воду глядел. Но это все равно его не спасет даже при том, что площадка в Талси не такая большая, как в других городах - 27 на 46 метров. «В среднем за месяц в прошлом году мы платили четыре-пять тысяч евро. Что нас ждет в этом? По примерным подсчетам, счета увеличатся в пять раз, - прикидывает глава талсинского хоккея. – Так что нам, увы, не удастся сохранить нынешнюю стоимость аренды льда – это 100 евро в час. Будем поднимать. Поймите, нам самоуправление помогает минимально. Разве что чуть снизила земельный налог, еще оплачивает время для ребят из спортивной школы. И это все. Катком владеет общественная организация – сами ищем спонсоров и тех, кто может нам помочь. Но боюсь, что в этом сезоне таких меценатов мы не найдем».
Примерно такая же ситуация в нашей стране с бассейнами. Тот же бассейн Национальных вооруженных сил, что на улице Крустбазницас, пока что остается закрытым, потому что открывать его сегодня – это стрелять себе в ногу. Да, есть бассейны, которые отапливаются котельными на щепе, и они еще могут чувствовать себя относительно спокойно. Но таких, поверьте, меньшинство. А вот на Кипсале и в Олимпийском центре Rimi люди пребывают в ожидании счетов, которые раз в десять будут превышать летние.
«Мы не собираемся прекращать свою деятельность и ищем альтернативные решения – на чем можно сэкономить. Вплоть до того, чтобы сменить поставщика электроэнергии, - надеется представитель Олимпийского центра Rimi Ренате Франке. – Поймите, все эти меры мы можем принимать только согласно нормативным актам. Ту же температуру воды в бассейне мы не можем понижать. Да, услуги в нашем центре стали дороже в среднем на 20 процентов. Но это неизбежность в нынешних непростых условиях. Стараемся сделать все возможное, чтобы счета осенью выросли не в десять раз, а хотя бы в пять».
Ситуация на самом деле повсюду если не катастрофическая, то близкая к этому. И не важно – частный этот каток или бассейн, или самоуправления. Плохо будет всем.
Первые будут повышать цены на аренду льда, так как других вариантов у них нет. Муниципальные же продолжат клянчить бюджетные средства. Но так просто их все равно не получить, так как они закладывались самоуправлениями в начале года. И чтобы покрыть возникшие дополнительные расходы, надо вносить в бюджет поправки, а это голосование депутатов. И что-то мне не верится, что все с радостью проголосуют за то, чтобы ледовой арене компенсировать счета за коммунальные услуги, которые взлетели в разы. А может быть эти деньги отдать лучше школам или больницам на такие же нужды?
Вполне ожидаемо, что уже сейчас кто как может, так и экономит – где-то стараются почем зря не палить электричество, убирают подсветку, без которой можно обойтись, стараются не использовать вентиляцию или кондиционеры. Это все те же лайфхаки современности, которые взяли на вооружение те же торговые центры. Но хочешь жить – умей вертеться.
Есть ли план B? Кажется – нет. Эрик Милюнс нехотя говорит о неизбежном повышении арендной платы. Но тут, по его словам – палка о двух концах: «Хоккей и так дорогой вид спорта. А если повышать плату за аренду льда – не каждый согласиться с этим и, главное, потянет. А раз так, то мы рискуем так и вовсе потерять людей. Чтобы, к примеру, нам выйти на условный ноль, аренда должна стоить где-то 500 евро в час. Это неадекватная цифра. Если помощи от государства мы так и не дождемся, причем реальной помощи, а не отмены OIK, то особенно частные катки станут перед серьезной дилеммой – работать или закрываться, растапливать лед и зарабатывать другой деятельностью или все же работать, но все больше уходить в минус. Каждый будет решать сам».
«Повысить аренду – проще всего. Но это крайняя мера и, разумеется, непопулярная. Плюс она все равно не решит всех проблем даже если мы повысим арендную плату на 100 евро. Сегодня родителям и так приходится выкладывать за хоккейные тренировки своего ребенка ежемесячно до 300 евро. Закрыться до лучших времен? Тоже вариант, но тогда сотни детей останутся на улице, образно говоря. Или уйдут в другие виды спорта. Тоже так себе перспектива. Хоккей в Латвии серьезно пострадает, а еще фигурное катание, - замечает Марис Мартинсонс. – Если ничего не поменяется, мало кто выживет. Физически это не потянуть владельцам катков – найти дополнительно 500 тысяч евро только за электричество просто нереально. И никто такой помощи даже не обещает».
У тех спортсооружений, которые стоят на балансе самоуправлений, функции в основном социальные - каждый день в них занимаются школьники, там проходят уроки спорта. Ладно, некоторые самоуправления подстраховались, заключив с поставщиками электроэнергии долгосрочные контракты по более-менее стабильным тарифам. Но все равно даже у них пока что речь идет о том, чтобы дожить до конца года. Но ведь в январе 2023 зима точно не закончится. Кстати, эксперты не исключают, что при самом пессимистичном сценарии поставщики электроэнергии могут пойти на радикальные меры, дабы не заниматься благотворительностью и в одностороннем порядке будут инициировать расторжение долгосрочных договоров.
Ну а те, кто делал ставку на биржевой тариф, оказались в западне. Им и сейчас не позавидуешь.
Можно ли было предвидеть такой форс-мажор? Конечно, и превентивные меры уже предпринимались. Те же представители Латвийской ассоциации ледовых арен (LHA) писали письма на имя министра экономики и министра финансов, пытались достучаться они и до премьера, и до правительства. Все тщетно. Ответ был один – помощи не ждите.
Вот почему с наступлением осени они все громче кричат о том, что находятся на грани коллапса – «Мы закроемся!». Те, кто оперирует только катком – им закрыться проще. У того же «Вольво центра» – другая история и так просто не захлопнешь двери. Впрочем, без жертв все равно не обойдется. Лишь бы они были минимальными. «Не надо нам умирать раньше времени – мы пока катаемся, мы живы и надеемся на чудо», - не теряет оптимизма руководитель хоккейной школы «Призма», главный тренер одноименной команды и председатель LHA Эрик Милюнс.