Интерес к красному латвийскому паспорту у неграждан уже давно потерян, и власти — или, точнее, правящая элита — никоим образом не желают этот интерес хоть как-то стимулировать.
Более того, власти боятся сделать даже маленький шажок в деле сокращения массового безгражданства.
Напомним, что уходящий уже в отставку президент Вейонис предпринял вторую попытку добиться принятия закона об автоматическом гражданстве детям, у которых оба родителя неграждане. Однако националисты начали просто срывать кворум на заседаниях профильной комиссии, дабы законопроект нельзя было направить на пленарное заседание сейма.
Европейская натурализация
С 1995 года гражданство Латвии в порядке натурализации получили 146 762 человека. В 1994 году, после принятия закона «О гражданстве», в стране без латвийского подданства оказались около 780 тысяч человек.
До референдума 1998 года существовали так называемые «окна натурализации», которые большинству неграждан даже не давали возможности подать заявление на натурализацию.
В 1999-м, то есть в первый год после отмены «окон натурализации», было подано 15 183 заявления от неграждан, готовых сдавать натурализационные экзамены.
В 2004 году, то есть сразу после вступления Латвии в ЕС, количество заявлений от потенциальных натурализантов было рекордно большим — 21 297. Для сравнения: спустя 10 лет, в 2014 году, было подано всего 1147 заявлений.
Бум натурализации 2004 года легко объясним: молодая и энергичная часть неграждан хотела получить паспорт гражданина только с одной целью — дабы покинуть Латвию и иметь возможность легально жить и работать в более богатой стране ЕС.
Популярность натурализации сохранялась до 2006 года включительно. После этого, надо полагать, все неграждане, кто хотел побыстрее эмигрировать, уже получили паспорт и уехали из страны. Остались главным образом неграждане предпенсионного и пенсионного возраста, которым уже поздно куда-то уезжать и делать карьеру.
В последние годы натурализуются менее 1000 человек в год. Так, например, в прошлом году гражданство путем натурализации получили 930 человек, а годом ранее и того меньше — 915.
Неграждане — это надолго
Примечательно, что пару лет назад члены консультативного совета по делам нацменьшинств при президенте посмели поднять руку на институт неграждан и предложили наряду с автоматическим присвоением гражданства детям еще и предоставить негражданам право голосовать на муниципальных выборах. Кстати, в Эстонии, где тоже есть свои неграждане, люди без подданства имеют право участвовать в муниципальных выборах.
У нас же пока политики даже не готовы предоставить автоматически гражданство младенцам, уже не говоря об автоматическом гражданстве всем, кто родился в Латвии после 1991 года.
Разумеется, членов консультативного совета при президенте очень быстро поставили на место — их предложения заблокировали и заклеймили позором в «правильных» СМИ.
Особенно досталось экспертам за крамольную мысль о необходимости использования в публичном пространстве языков нацменьшинств. Эксперты посчитали, что государственным и муниципальным структурам следовало бы позволить предоставлять населению информацию в том числе и на русском языке по вопросам, касающимся здоровья, — например, отправлять на русском уведомления о бесплатных осмотрах женщин для выявления и профилактики онкозаболеваний.
Стоит напомнить, что всякое новое правительство ЛР еще на этапе формирования договаривается о неприкосновенности закона «О гражданстве». Точнее, любые изменения в этом законе, даже технические, можно производить только на основе консенсуса всех коалиционных партий.