Сотни журналистов из нескольких мировых изданий, включая Suddeutche Zeitung, OCCRP, The Guardian, российскую "Новую газету" и других, в ходе совместного расследования выявили колоссальную офшорную империю, к которой, предположительно, может быть причастен президент России Владимир Путин. Но самое главное - названы имена, с помощью которых эта империя построена. Теперь дело за малым: те, чьиимена пока не назыаваны, должны принять решение, считает российский аналитик.
Коммерческий банк "Россия" использовали в потенциальной схеме по отмыванию денег, в которую мог быть вовлечен ряд близких знакомых президента России Владимира Путина, говорится в материалах Международного консорциума журналистов-расследователей (ICIJ). Согласно одному из документов, компания Sandalwood Continental приобрела некие активы на сумму в один доллар и продала их через три месяца за 133 миллиона долларов.
Sandalwood также получила ссуды от принадлежащего российскому государству банка на сумму 800 млн долларов. В документах нет свидетельств предоставления компанией Sandalwood гарантий или выплат по этим ссудам. В соответствии с документами, International Media Overseas и Sonnette Overseas официально принадлежат виолончелисту Сергею Ролдугину. Он известен как друг детства Владимира Путина и крестный отец одной из его дочерей.
"То, что воруют - абсолютно не новость. Понятно, что никто не хранит, как колумбийские наркобароны, свои миллиарды стопками в подвале. Чай, не дикари. Однако в чуть более цивилизованной схеме такого "подвала" особую важность имеют хранители ключей от него - то есть, система доверенных и особо доверенных лиц, на чьи имена и переводится тем или иным способом ухищенное, - пишет по этому поводу российский аналитики Анатолий Несмеян.
Абы кого на такую щекотливую роль не назначишь - важно не только, чтобы хозяйское добро никуда не делось, но и то, чтобы "кошельки" и "хранители" были сдержанны в публичном общении и держали языки за зубами. Ролдугин в этом смысле идеален. Мало того, что непубличен, так еще и не замечен в тяге к роскоши. Многие близкие друзья Первого лица по причине их ненасытности были отлучены от доступа к ключам от Главного Хранилища.
Расследование вскользь затрагивает механизмы, которые используются для переводов средств на счета офшоров друзей Путина. Опять же, ничего нового - сомнительные сделки, оформленные задним числом, благотворительные пожертвования. Ничего совсем сомнительного, но и только. Когда некий фонд выкупает за 1 доллар право переуступки долга в 20 миллионов долларов - это выглядяит весьма любопытно, причем речь идет об одной совершенно обычной и тривиальной для практики фонда сделке. Все законно, но крайне сомнительно.
Однако это совершенно неважно. В расследовании важна фамилия. И только она. Путину четко дают понять - на Западе известны все имена всех его доверенных лиц. А также схемы, которыми наполняются счета. Это и есть инструмент давления, так как теперь в любой момент можно по команде арестовывать и замораживать десятки (а возможно, и сотни) таких фондов и империй.
Так же, как прихлопнули Каддафи и его сыновей, так же, как в одночасье сыновья Мубарака стали нищими, так же, как раздели Бен Али - все они были уверены, что нехитрые колониальные схемы помогут им сохранить и невинность, и миллиарды. Теперь на примере Путина всей российской элите демонстрируют, что эти схемы не работают - раздеть можно любого, на кого упадет тяжелый взгляд западного правосудия. Причем быстро и неотвратимо.
Для этого и нужно озвучить фамилии некоторых доверенных лиц - чтобы предметно доказать: на Западе владеют материалом и в курсе всех дел. И если знают личных хранителей Путина, то уж имена "кошельков" его приближенных - тем более не проблема.
Скорее всего, все следующие компроматы будут носить тот же характер: главное в них будет новая фамилия. Остальное - просто прикрытие заявления: мы в курсе.
Возможно, что на потребу публике могут опубликовать что-нибудь и более зрелищное. В конце концов, почему бы не сбросить что-нибудь пикантное из жизни Отца Нации. Так, чтобы электорат немножко возбудить. Но главное все-таки - это деньги. И вот в эту болевую точку и будут давить, пока окружение Путина не дрогнет и не начнет переползать в нужном направлении".