Волна российских провокаций в море тесно связана с аналогичными действиями в воздухе. "Когда российские самолеты устремляются от Северного моря в направлении Великобритании и Западной Европы, русские называют это "повернуть за угол". В последнее время, замечает комментатор, русские то и дело "поворачивают за угол".
Так, 9 июня военные ведомства Швеции объявили, что в конце апреля им пришлось прекратить учения, так как в районе их проведения была отмечена подводная активность неизвестного государства. В октябре 2015 года, а также в июне 2014 шведскими ВМС в территориальных водах страны были обнаружены российские подлодки, сообщает издание.
7 июня воздушное пространство Эстонии нарушил российский Ан-26. В этот же день был зафиксировал пролет противолодочного Ту-142 над Сирией, продолжает перечислять немецкий журналист.
17 мая в воздух были подняты британские истребители Typhoon для перехвата пяти российских военных самолетов, которые без передачи идентификационного кода приближались к воздушному пространству Великобритании.
28 мая в Северной Атлантике были замечены пять российских подлодок, а 17 февраля вблизи воздушного пространства Британии - перехвачен российский бомбардировщик. "Аналогичные инциденты происходили по меньшей мере 6 раз за последние 12 месяцев", - сообщает газета.
По словам военного эксперта Джайлса, действия военных самолетов и подлодок скоординированы: "Самолеты нужны, в частности, для того, чтобы отслеживать местонахождение подлодок противника".
Подлодки, несущие ракеты с ядерными боеголовками, способны нанести удар и вдали от своей территории - в случае, если она подверглась ядерному нападению.
"В этой игре оружием становится то, что на первый взгляд кажется безобидным: само местонахождение подлодки. Тот, кому удается подойти вплотную к противнику, получает информацию относительно его дислокации, а также возможной реакции в случае экстренной ситуации. Когда ситуация накаляется до предела, подобные сведения могут быть решающими. В последнее время действия именно в этом направлении стали особенно активными", - констатирует Бёмер.
"Четвертая битва за Атлантику" - под таким заголовком вышло эссе командующего 6-м флотом США вице-адмирала Джеймса Фогго III в журнале US Naval Institute. Фогго нынешние "подводные" провокации России напоминают о событиях времен двух мировых войн, а также эпохи холодной войны.
"Растущие опасения вызывает не только то, на что Россия становится способна благодаря своему оружию и готовности идти на конфронтацию. Оборонная политика России все больше направлена на то, чтобы бросать вызов США и их партнерам по НАТО", - отмечает вице-адмирал.
По словам военного эксперт Джайлса, за последние 10 лет Путин серьезно модернизировал российские вооруженные силы, значительно увеличив количество вооружений, "готовя их к вероятному конфликту с Западом". Многолетний рост цен на нефть сделал возможными миллиардные инвестиции и переоснащение российской армии, отмечает эксперт.
В самом НАТО обеспокоены растущей военной активностью России в воздухе и в море вблизи территории альянса. В штаб-квартире НАТО говорят, что в этой связи для минимизации рисков следует поддерживать постоянную связь с Москвой.
По мнению Джайлса, русские, возможно, ставят цель не допустить членства в НАТО таких нейтральных скандинавских стран, как Финляндия и Швеция. Но эффект получается противоположным: как раз из-за действий Москвы и Швеция, и Финляндия обдумывают возможность присоединения к альянсу.
Может быть, провокационные действия России являются частью так называемой гибридной войны, другими словами, комплексной стратегии Москвы, совмещающей в себе жесткие атаки с отвлекающими маневрами? "Скорее всего, нет", - считает Джайлс и приводит в этой связи мнение пилотов, наблюдавших рискованные маневры русских. "Русские упражняются в ведении боевых действий".