-- Меня очень возмутило то, что самым крупным получателем господдержки в это тяжелое время оказался игорный бизнес! Получается, это самая важная для страны отрасль?! Три компании получили 5,5 млн евро за полгода! Я не понимаю, как такое возможно, ведь по закону в месяц «в одни руки» можно было получить не более 100 тысяч евро?!
Наш концерн не самый маленький на рынке, мы работаем более 25 лет, производим широчайший спектр товаров и услуг, 60% от оборота составляет экспорт – и нам не дали денег на восполнение оборотных средств. Мы получили лишь минимальную поддержку от государства – пособия работникам за простой. Но те деньги, на которые мы претендовали в связи с потерей оборота – нам не дали. Рассмотрение продолжалось 4 месяца и в итоге нам отказали, ссылаясь на то, что в 2015-ом году у компании были убытки.
Мне всё это напоминает старый анекдот. Рабиновича спрашивают: «Почему вы не были на последнем партийном заседании?», а он отвечает: «Если бы я знал, что оно последнее, то обязательно бы пришел!»
В этой ситуации трудно делать какие-то прогнозы на развитие экономики. Может быть, произойдет чудо, о котором Банк Латвии уже знает, а мы нет. Тогда мы все будем радоваться. А если чуда не произойдет, то придется справляться с текущими проблемами. Среди них катастрофический рост цен на материалы, сырье, комплектующие. За 30 лет моей деятельности я впервые сталкиваюсь с такой ситуацией, когда цены на сырьевые материалы растут не в процентах, а в десятках и сотнях процентов!
При этом делаются очень интересные расчеты. Читаешь новости: на 35% вырос экспорт в стране! Кажется, здорово! А когда смотришь цифры, то понимаешь, что при двукратном увеличении цены экспортируемого дерева это означает спад промышленности, а не рост! Так что наши официальные расчеты от лукавого.
Рост цен может привести к кризису в строительстве. Вижу это по тем строителям, которые подписали сметы в конце прошлого года и сейчас должны приходить к заказчику и говорить, что они в эти сметы не укладываются. Сумеет наша промышленность это преодолеть? Кто-то сумеет, кто-то нет. Но то, что это однозначно не будет так здорово, как говорит президент Банка Латвии, для меня очевидно.
Наши клиенты – это кафе, бары, рестораны как в Латвии, так и за рубежом. И если наши клиенты закрыты, то, естественно, они не стоят у наших дверей в очереди за оборудованием, оно им просто не нужно в этот момент. Вот только сейчас они потихонечку и очень осторожно начинают оживать. Но чуда не происходит. Да, появились какие-то новые игроки, но это все равно не заполняет ту нишу, которая была.
Вероятно, к осени ситуация с вакцинацией нормализуется (если, конечно, не будет большого количества несознательных людей) и начнет куда-то двигаться. Но вы же понимаете, что в нашей стране, помимо коронавируса, есть слишком много других препятствий, которые сдерживают развитие. У нас до сих пор на каждого иностранного инвестора смотрят через лупу как на врага народа. А это безусловно отражается на бизнесе.
Мы все по-прежнему сталкиваемся с недостатком рабочей силы, и это один из глобальных ключевых вопросов, который будет тормозить развитие бизнеса. Это чувствуют на себе все, с кем мы общаемся. Рестораны говорят: мы бы с удовольствием открылись, только не с кем работать. В отличие от Литвы и Эстонии мы не имеем четкого плана привлечения рабочей силы на рынок. Это проблема пострашнее ковида.
А отсутствие квалифицированной рабочей силы на рынке приводит к тому, что нет конкуренции, падает производительность труда. И мы можем сколько угодно рисовать во главе с банком Латвии радужные перспективы, как все будет здорово, но если эти планы некому будет осуществлять руками и головой, то все это останется в виде добрых пожеланий.
Я озвучил лишь несколько проблем, на самом деле их значительно больше. Для того, чтобы экономика рванула, нужно было перед этим выполнить домашнюю работу.
Еще в прошлом году (про этот говорить не буду) литовские компании полным ходом получали европейские деньги на преобразование производства, на покупку промышленного оборудования – то, чего мы здесь не имеем уже много лет. Нашим чиновникам проще не дать и быть белыми и пушистыми перед европейскими структурами, чем дать и за что-то отвечать. И как результат мы имеем бурно развивающиеся предприятия Литвы и практически единицы предприятий с иностранным капиталом в Латвии.
Практически все латвийские фирмы – поставщики технологий -- очень активно работают в Литве, в Эстонии и чуть-чуть в Латвии, потому что кому продавать, если нет покупателя? Любая машина стоит сотни тысяч евро, которые нельзя просто достать из кармана, для этого нужна поддержка, в том числе банковская и государственная, а ее нет.