"Одно из таких решений уже давно вызывает панику среди русскоязычного населения Латвии — о том, что будет с теми гражданами России, проживающими в Латвии, которые когда-то были негражданами или гражданами Латвии, но отказались от этого статуса", — подчеркивает эксперт: "Почему отказались? Самая типичная причина вопрос: в какой-то момент в начале этого века пенсия, которую предлагала Российская Федерация была выше, чем они могли получить в Латвии. Сейчас выявляются случаи, когда даже близкие не знали, что их родственники имеют российское гражданство. Это примерно 25 000 человек старшего поколения, которые в основном живут там же, где и другие латвийские русские соответствующих возрастных групп — в Болдерае, Плявниеках, Кенгараге, Каугури, Даугавпилсе, Резекне, Олайне и других крупных городах", - напоминает она.
В случае, если эти люди не подтвердят документально владение государственным языком до 1 сентября этого года, они оказываются в неясном правовом статусе и фактически им грозит выдворение из Латвии. К тому же, очевидно, что Управление по делам гражданства и миграции из-за перегрузки не справляется с потоком клиентов, напоминает Кажока.
Политолог считает, что необходимо пересмотреть поправки к Иммиграционному закону, которые создали такую ситуацию. Нужно сделать так, чтобы часть общества не находилась в "подвешенном состоянии".
"Размышляя о требованиях к знанию латышского языка проживающим в Латвии российским гражданам, которые когда-то были гражданами или негражданами Латвии, следует понимать, что речь в основном идет о людях старшего поколения, чей риск для безопасности Латвии минимален", — подчеркивает Кажока: "Если не учитывать их гражданство, то они неотличимы от русскоязычных граждан Латвии или неграждан старшего поколения, проживающих в Болдерае, Каугури или Олайне. Конечно, желательно, чтобы они выучили латышский язык и, на мой взгляд, оправдана привилегия в виде автоматического или раньше выдаваемого вида на жительство для тех из них, кто может доказать свое знание латышского языка. В то же время должно быть и четкое решение для тех из них, кто не сможет сдать экзамен по латышскому языку — и этим решением не может быть выдворение в Россию, многолетние судебные тяжбы или длительное нахождение в юридически неопределенном статусе. Решение должно быть разумным и соразмерным — как по отношению к ним, так и с учетом способности государственных учреждений, особенно Управления по делам гражданства и миграции предоставлять услуги и другим группам латвийского общества".