По данным Латвийского общества пчеловодов, в прошлом году 3200 членов организации достали из своих ульев почти 2450 т меда (в иные годы этот показатель достигал и 3000 тонн в год). Однако аномально холодная весна этого года вдвое сократила количество пчел на многих пасеках. Не обошла стороной аномально низкая температура и посевы. «МК-Латвия» выясняла, грозит ли нашим потребителям дефицит местного меда и как холода повлияют на урожай местных овощей и фруктов.
Нехорошая весна
По словам руководителя отраслевой организации Арманда Краузе, в хорошие, «урожайные» годы опытные пчеловоды из одного улья забирали до 40–45 кг меда. Однако погода нынешней весной неприятно удивила многих пасечников. То и дело налетавшие на регион арктические массы изрядно сократили поголовье пчел во многих латвийских хозяйствах.
Как рассказал Арманд Краузе, пчелиные семьи, о которых еще с осени позаботились опытные пчеловоды, обеспечив своим жужжащим и трудолюбивым подопечным достаточное количество корма – сахарного сиропа – перезимовали и развивались хорошо.
– Благодаря теплым денькам на таких пасеках пчелы уже работают, дают мед. Однако те пчеловоды, которые в прошлом году рассчитывали на теплую погоду в апреле и не дали пчелам необходимого количества корма, оказались в незавидном положении. Они потеряли довольно много пчелиных семей, в некоторых случаях – до половины.
Первые тревожные звоночки прозвучали уже зимой 2016/2017 года.
– Зима оказалась довольно теплой, пчелы проявили активность и съели больше корма, чем обычно. На весенний период им не хватило еды, – констатирует Арманд Краузе.
На данный момент информация о масштабах несчастья собирается и пока не обобщена, однако известно, что больше всех досталось пчелкам из Курземе. В других регионах гибель полосатых тружеников носит локальный характер.
– Если пасека потеряла половину своей популяции, то и меда соберет в два раза меньше. Для хорошего урожая у них не хватит оставшихся пчел, – говорит Арманд Краузе.
Он отметил, что в «плохой сезон» сборы с одного улья в среднем не превышают 25 кг. Кроме того, весной еще могут пострадать и крупные пчеловоды, чьи семьи хорошо перезимовали.
– Потери возможны, если пасечник сделает что-то неправильно, например, допустит роение. Плохую роль может сыграть и сухая погода. Недостаток влаги скажется на малых растениях. У пчелок будет меньше площадок для сбора нектара, а я напомню, что одна пчелиная семья к лету увеличивается с 20 до 80 тысяч особей, – поясняет собеседник «МК-Латвии».
По словам Арманда Краузе, все эти факторы могут привести к недостатку меда на рынке.
Такой разный мед
В Латвии продается мед как местных производителей, так и расфасованный крупными компаниями, реализуемый через торговые сети.
– Крупные предприятия, оптом закупая мед, смешивают местный продукт с импортным и тогда на этикетке появляется надпись «Смесь меда ЕС с медом третьих стран». На первый взгляд, в этом нет ничего страшного. Во всех странах можно собирать качественный хороший мед. Интересно другое: пропорции такой смеси не установлены законодательством ЕС. Фактически я могу тонну китайского меда смешать с килограммом латвийского и продавать его как «смесь». Крупные компании пользуются этим, чтобы преподнести покупателям азиатский мед как местный, – рассказывает Арманд Краузе.
Впрочем, ничего страшного в китайском меде нет. Качество такого продукта соответствует нормативам Евросоюза, хотя по многим показателям он все же уступает местному.
Вся надежда на июнь и июль
По мнению Арманда Краузе, ситуация с гибелью пчел в Латвии хоть и печальная, но не катастрофическая.
– Конечно, пчеловодам, которые понесли потери, придется их как-то восполнять. Ведь мед – их заработок. Но наряду с этим важно, какая установится погода в июне и начале июля, – продолжает Арманд.
Если будет тепло и влажно, то потери пчелиных семей не окажут влияния на стоимость сладкого лакомства на рынке.
– Бывали случаи, когда при хорошей погоде пчелы успевали за две-три недели «сделать» сезонный объем меда. И наоборот, случалось, что после Лиго наступали в Латвии неблагоприятные условия, хотя мы ждали теплой погоды. Увы, мы никак не можем повлиять на природу. Могу лишь предположить, что если розничная цена меда в Латвии и возрастет, то совсем незначительно и покупатель этого почти не заметит, – заключил руководитель латвийского общества пчеловодов.
Кто диктует цены
Однако, как говорится, не медом единым. Холодная и длинная весна заставила насторожиться и понервничать многих латвийских крестьян – производителей овощей и фруктов.
В апреле руководитель общества «Крестьянский сейм» сообщил, что в этом году вымерзло 3–5% озимых, а в некоторых хозяйствах потери дошли до 10%. Что же тогда будет с зерновыми и овощами и не поднимется ли их цена, если хозяйства недосчитаются урожая?
Согласно информации Центра содействия сельскохозяйственному рынку, с 8 по 14 мая 2017 года производители овощей продавали свою продукцию по следующим средним ценам: помидоры – 2,70 евро, длинные огурцы – 1,21, короткие огурцы – 1,23, белокочанную капусту – 0,23, лук – 0,30, морковь – 0,30, свеклу – 0,14, картофель – 0,17, лук (перья) – 3 евро за килограмм. По сравнению с мартом, на пару центов подорожал картофель, морковь и на 30 центов лук (перья), тогда как остальные овощи подешевели.
Как рассказала «МК-Латвии» руководитель Центра содействия сельскохозяйственному рынку Ингуна Гулбе, пострадать от холодной и затянувшейся весны могли груши, вишни и сливы, поскольку время их цветения пришлось на периоды с низкими температурами.
– Яблони спокойно перенесли такие погодные условия, как и другие овощи. За картофель тоже не стоит волноваться, его посадка только началась, – продолжает Ингуна Гулбе.
По словам эксперта, из-за холодной погоды во всей Европе урожаи соберут на три недели позже, чем в другие годы. Например, молоденькая местная картошка и морковь появятся на наших рынках не до Лиго, а после.
– В Латвии цены определяет то, что происходит в сельском хозяйстве Польши. Например, если в Польше холод или наводнение и ничего не растет, то и цены в регионе, в том числе и у нас, начинают подниматься. Наши хозяева просто не могут поднять цены на свою продукцию, даже если погода к ним была немилостива, ведь иначе люди перестанут покупать местные продукты, перейдут на импортную картошку и морковь из Польши. Как видите, предпосылок для повышения цен на овощи в Латвии пока нет, – говорит Ингуна Гулбе.