«Химик даёт жизнь медикаменту!» — говорит заведующий лабораторией органического синтеза АО Olainfarm Евгений ТЮТРИН
«ХИМИК ДАЁТ ЖИЗНЬ МЕДИКАМЕНТУ!» – говорит заведующий лабораторией органического синтеза АО Olainfarm Евгений ТЮТРИН – молодой ученый-практик, для которого химия стала делом всей жизни.
Молодой ученый нашел верный баланс между наукой и реальной помощью тысячам людей со всего мира...
«Жизнь - это химическая реакция, которая требует баланса». Эти слова известного английского ученого Майкла ФАРАДЕЯ, которые Евгений ТЮТРИН полушутя обронил в дружеской беседе, как нельзя лучше раскрывают амбициозные цели талантливого химика, которые совпадают с решением АО Olainfarm в ближайшие пять лет стать одним из 10 самых значимых фармацевтических предприятий Европы в своих терапевтических группах, значительно увеличив ассортимент предлагаемой продукции и объемы ее производства.
СПРАВКА. На сегодня в ассортименте разработанной предприятием продукции, который непрерывно расширяется, входят 60 готовых лекарственных форм, 25 активных фармацевтических субстанций и более 20 промежуточных продуктов, в том числе медикаменты для оздоровления нервной системы, сердца и кровеносных сосудов, а также противовирусные, антибактериальные и противоаллергические средства...
«В химию влюбился в Вентспилсе»
– Евгений, как в вашей жизни появилась такая серьезная спутница, как химия?
– Я родился в Вентспилсе в обыкновенной семье, весьма далекой от химии. Мама работала в детском саду, папа был автомехаником. С детских лет я был очарован химией. Всегда понимал, что буду заниматься этой наукой всю жизнь. Большую роль в моем выборе сыграли школьные учителя, преподававшие мой любимый предмет, наглядные демонстрации свойств того или иного элемента. Самое большое впечатление производили химические опыты, которые вовлекали в особую магию: бац! - и ты из одних элементов создаешь некое третье вещество! Это было так наглядно и поразительно!
В 12-м классе был на мировой олимпиаде по химии, проходившей в Южной Корее. По окончании средней школы без секунды раздумий поступил на химический факультет ЛУ, где проучился 4 года. Во время студенческих лет параллельно работал лаборантом на факультете химии и в Институте органического синтеза.
Коллеги, которые ранее учились в США и Канаде, подсказали, как можно продолжить химическое образование за рубежом. В итоге я подал документы в четыре университета, и два из них одобрили мою заявку. Я выбрал старейший вуз Канады – Монреальский университет Макгилла.
– Каковы отличия в системе химического образования у нас и за рубежом?
– Где бы ты ни учился химии, это труд и дисциплина. Ну и немного мечты. В канадском университете дальнейшее образование после получения диплома бакалавра можно считать уже совмещением магистратуры и докторантуры. Во время обучения тебе присваивается стипендия, но ты занимаешься практической работой. К примеру, я вел лабораторные по органике. Другая особенность: все лекции, а это пять предметов, заканчиваются через год обучения, затем ты должен заниматься исследованиями по собственной программе.
После завершения докторантуры есть два варианта продолжения карьеры: индустрия или академия. Академическая наука меня не слишком привлекала, потому что в ее основе лежат фундаментальные подходы, на достижение целей может уйти 10 или даже 30 лет. Я же выбрал индустрию, то есть производство лекарств. Во-первых, здесь скорее виден результат, а во-вторых, ты знаешь, что плоды твоих трудов быстро приносят реальную пользу людям. С этой точки зрения моя сегодняшняя работа на производстве АО Olainfarm - очень удачный баланс науки и реальной помощи тысячам людей со всего мира...
«На расстоянии лучше видишь»
– Почему после почти 15 лет обучения и работы в Канаде, где вас ждали отличные перспективы как молодого специалиста, вы решили вернуться домой, в Латвию?
– Меня, вполне нормально чувствовавшего себя в Канаде, постоянно тянуло на родину. Поэтому через 15 лет разлуки с домом я вернулся в Латвию. Работу нашел почти сразу: подал свое CV в АО Olainfarm и прошел собеседование. Я специалист по синтезу, и, безусловно, в фармацевтическом производстве есть своя специфика, но так как я люблю открывать для себя новые знания, то это был очень положительный вызов, с которым я справился.
В Olainfarm я работаю в очень современной лаборатории, оборудованной по всем мировым стандартам. Свою работу считаю очень интересной и перспективной, ведь каждый день перед нами встают новые задачи в сфере разработки синтеза препаратов. Это очень ответственный, но безумно увлекательный процесс, ведь ты выдвигаешь гипотезу, как должен проходить тот или иной синтез, но на практике все может выглядеть иначе, и начинается самое интересное – дойти до сути.
– Извините за любопытство: а зарплата?
– Очень даже конкурентоспособная. Мой рабочий день начинает в 8.00, завершается в 16.30. Конечно, голова не отключается ровно по графику, мозг параллельно отдыху продолжает искать пути решения поставленных задач.
Немаловажно, что наш Olainfarm заботится о бесплатной доставке своих работников - из Риги, где я сейчас живу, до предприятия в Олайне. Так удобно: сел в автобус и движешься по направлению к работе или, наоборот, к дому.
В нашей лаборатории работают семь человек, коллектив дружный, у каждого есть своя сфера ответственности. Но главное, и это отмечают все, - у нас очень дружеская атмосфера, без старомодных отношений «начальник - подчиненный». Мы - команда единомышленников...
«Создаем новые продукты»
– Над чем сейчас работает исследовательский центр АО Olainfarm?
- У нас очень амбициозные планы. И мы этого не скрываем. Предприятие продолжает активно развиваться, ориентируясь на западные рынки. В течение следующих пяти лет по решению акционеров AO Olainfarm планирует инвестировать 100 миллионов евро в развитие портфеля продуктов, модернизацию производственного оборудования и увеличение мощностей для внедрения новых продуктов, а также для развития «зеленых» технологических процессов.
Цель предприятия – в ближайшие пять лет стать одним из десяти самых значимых фармацевтических предприятий Европы, значительно увеличив ассортимент предлагаемой продукции и объемы ее производства.
С гордостью могу сказать, что мы не отстаем, а где-то и опережаем западных коллег...
Если о тенденциях в мире, то сейчас активно развивается антиретровирусная медицина, в том числе идут разработки передовых препаратов против ВИЧ.
Другое крайне востребованное направление – разработка новых антибиотиков. Растет проблема резистенции бактерий, а новых классов антибиотиков до сих пор нет. Одним словом, работы предстоит еще очень много...
«Начинать надо со школы»
– Евгений, что, на ваш взгляд, нужно в Латвии изменить, чтобы как можно больше молодых людей выбирали свой путь в химию?
- Быстрого решения здесь нет... Вообще-то со словом “химия” в Латвии почему-то больше негативных ассоциаций – сложно, трудно, но на самом деле очень интересно и захватывающе...
– Разве?
– Говорят же люди о некачественном товаре: «Это все из химии». Но людям надо объяснять, что химия — это все, что нас окружает. Миллионы и миллиарды веществ, объектов, элементов и даже событий — в общем, все относится к сфере действия химии. Поэтому химия не может быть хорошей или плохой, все дело в дозировке и целесообразности.
И начинать надо со школы. Считаю очень важным шагом учреждение специальной стипендии АО Olainfarm для будущих учителей химии, от работы которых во многом будет зависеть, разовьется ли у учащихся интерес к химии и сможем ли мы обеспечить латвийскую фармацевтическую промышленность необходимыми специалистами для еще более быстрого развития отрасли. B эти цели инвестируем 75 000 евро: каждый из 25 лучших студентов этой программы в течение последующих пяти лет получит единовременную стипендию в размере 3 000 евро. Мне кажется, это очень хорошая инициатива нашего предприятия.
– Спасибо за беседу, удачи вам в синтезе новых препаратов, а еще – счастливой жизни дома...
Людмила ВЕВЕРЕ