"В мире насчитывается несколько тысяч народов, но есть только 196 стран. Мы, латыши, среди тех, у кого есть своя страна. В 1918 году Бог дал нам возможность объявить о создании нашей страны. Но этого надо было хотеть и мочь эту возможность реализовать! - пишет Гунтис Калме в "Латвияс Авизе".
Были нужны государственные мужи, дипломаты, военные. Во Второй мировой войне, а позже за Латвию сражались легионеры, национальные партизаны, борцы национального сопротивления. После — активисты третьей Атмоды. Таким образом, все ещё имелись смельчаки, которые сражались за нашу страну. Мы должны благодарить Бога и наших военных и гражданских бойцов!-
В праздники мы обычно задаёмся большими вопросами. Самый важный вопрос о Латвии - какова цель ее существования? Зачем она существует? Не только для решения актуальных местных социально-экономических вопросов. Во введении к Сатверсме говорится: «Латвийское государство создано на основе неизменной воли латышской нации к государственности, чтобы гарантировать существование и развитие латышской нации, её языка и культуры на протяжении веков.
Какова же основа существования нашей государственности, ее основные ценности? Прежде всего, это сама государствообразующая нация Латвии, то есть мы сами - латыши.
Не потому, что мы лучше других народов, а потому, что мы — единственные, кто несёт ответственность перед лицом Б-га, прошлых и будущих поколений и своей совестью за судьбу латвийского государства. Точно также, как другие народы несут ответственность за свои страны.
Далее: Латвия, основа нашей территориальной общности, это наше Отечество, потому что оно насыщено нашими ценностями. На ней хозяйствовали предыдущие поколения и ее наследуют будущие. Предыдущие поколения также Латвию защищали — это им стоило жизни, и здесь они похоронены. Сегодня к территории Латвии также добавилось ее виртуальное и информационное пространство.
Латышская культура, являющаяся выражением духа нашего народа в создаваемых им ценностях, зиждется на фундаментальных ценностях западной цивилизации.
Далее - латышский как государственный язык. Язык является основным средством общения: он поддерживает и развивает самобытность нации.
Тот факт, что язык является государствообразующим фактором, подтверждает языковой референдум 2012 года, на котором против 273 000 нелояльных граждан убедительную победу - с 75% - одержали латыши.
Хорошей иллюстрацией реальной воли политического самоопределения можно считать речь присяжного адвоката Алдиса Алликса в ходе судебных дебатов в 2015 году в суде Видземского предместья Риги, в которой он сказал: «Главная основа и гарант существования латышской нации на протяжении веков — недвусмысленно выраженная в словах и делах воля латвийской нации и каждого ее представителя. А именно: политически ежедневно и ежеминутно каждый латыш выбирает, словами и делами выражает и заверяет себя и других, что латыши хотят продолжать существовать как нация (в том числе - хранить свой язык и заботиться о нем, о своей культуре, истории) и хотят сохранить свое национальное государство.
Несомненно, общая история создаётся при участии каждого из нас в судьбе страны. Важно, где мы были и что делали в решающие моменты нации. Не менее важно общее понимание того, что и почему имело место в нашей истории.
К сожалению, мы видим, что в результате деятельности инспирированной Россией «пятой колонны» и неспособности власть имущих мы все еще живем в расколотом информационном и ценностном пространстве. 16 марта и 9 мая это ясно демонстрируют.
Нам, латышам, не надо стыдиться, а следует гордится тем, что мы любим свою Родину, что мы - ее патриоты! Патриотизм - это здоровое чувство принадлежности к своей нации. Если его нет, это означает моральных недостаток, точно так же, как если бы у кого-то не было чувства собственного достоинства.
Однако надо помнить, что за свое государство еще следует заступаться, в частности, перед нивелирующей национальную принадлежность идеологией глобализма. Режиссер Алвис Херманис говорит об этом: «Латыши сильно увлеклись политкорректностью, пониманием всяких инакомыслящих. Мы уже видим, к чему привела политкорректность в Европе. Есть вещи, которые нужно пресечь в корне»."