С 24 февраля, когда началась агрессия России против Украины, ЕС заплатил России 18 миллиардов евро за энергоносители. Из них более шести миллиардов было выплачено за нефть и более 11 миллиардов - за газ. То есть, несмотря на беспрецедентный уровень санкций, наложенных на агрессора, ЕС не в состоянии отказаться от российских энергоресурсов.
В настоящее время ЕС обсуждает план полного отказа от российской энергетики к 2027 году, публичная версия которого должна быть опубликована в мае. Будет ли возможно его реализовать за пять лет - вопрос пока открытый.
Известно, что Европа видит альтернативу российским энергоресурсам в поставках сжиженного природного газа из других регионов, в частности из США, Катара и Норвегии, в расширении использования возобновляемых газов, таких как водород, в ускорении реализации всех видов проектов по возобновляемым источникам энергии и в повышении энергоэффективности. Но основная проблема заключается именно в замещении российского газа.
Чтобы примерно представить себе масштаб проблемы, Европе потребуется 50-100 миллионов тонн сжиженного газа (СПГ) в год для замены российского газа.
Весь текущий мировой рынок СПГ в настоящее время составляет 400 миллионов тонн в год, поэтому речь идет об увеличении рынка на 25% за несколько лет, что очень сложно.
В любом случае, некоторые последствия зимы и войны 2021-2022 годов уже очевидны. Европе придется потрудиться, чтобы избежать ошибок прошлого. Главных вопроса два: может ли газ стать основным переходным топливом на пути к зеленой энергетике, и если может, то может ли Россия быть основным поставщиком этого газа. Если ответ на эти вопросы отрицательный, то необходимо найти альтернативные варианты.
С другой стороны, России придется смириться с потерей репутации надежного поставщика – из-за событий этой зимы, даже не учитывая вторжение в Украину. По крайней мере, некоторые, если не все, продажи российского газа в Европе будут замещены газом из других источников, а это был крупнейший и наиболее прибыльный газовый рынок России, которая продавала Европе в десять раз больше газа, чем Китаю - 155 млрд. куб. м в Европу, а 15 млрд. куб. м в Китай.
Для России отказ Европы от газа также создаст огромные проблемы, поскольку альтернативных газопроводов нигде нет; чтобы их создать, нужно разрабатывать новые газовые месторождения, строить газопроводы - и все это через тундру и тайгу, где почти нет инфраструктуры.
Также неясно, на какие средства это можно сделать, поскольку доступ к мировым рынкам капитала для наших соседей закрыт.
В любом случае, проблемы России, по крайней мере, такие же большие, как и у Европы, но средств для их решения гораздо меньше.
Однако избавиться от нашей зависимости от российского газа будет нелегко и не быстро. Чтобы покрыть зимний дефицит, Европа покупала газ по безумным ценам, сравнимым с 400 долларами за баррель нефти (сейчас около 116 долларов за баррель).
Поскольку отопление во многих местах является добровольным, граждане ЕС экономили и мерзли этой зимой. Нам повезло, потому что эта зима была относительно мягкой. Но даже в этом случае, по официальной оценке ЕС, около 30 миллионов граждан в странах ЕС-27 живут в условиях топливной бедности, однако существуют и другие оценки, согласно которым масштабы топливной бедности гораздо выше - от 50 до 125 миллионов граждан. "Bank of America" прогнозирует, что к концу 2022 года счета за электроэнергию для средней европейской семьи вырастут еще на 50%.
В любом случае, надежды на снижение цен на энергоносители в этом году и в ближайшие несколько лет должны быть развеяны.
Европа переживает тотальный энергетический кризис, и он будет продолжаться еще как минимум несколько лет. Вопрос в том, как долго экономика сможет выдерживать такие цены на энергоносители.
Вероятно, это ненадолго, поэтому наряду с энергетическими планами ЕС проводит консультации по налоговым изменениям, замораживанию цен на энергоносители и помощи беднейшим слоям общества и бизнеса. Если помощь будет отложена, цены на энергоносители угрожают задушить экономическое восстановление ЕС после ковидного кризиса.