Белые шрамики у ее запястья – следы операции на карпальном канале. Типичная для швей беда – его воспаление. Мара, уже получая пособие по утрате трудоспособности, обнаружила, что с 2015 года, после вердикта Верховного суда, его должны рассчитывать по другой формуле, не считая месяцев, когда человек болел. Маре же в Госагентстве обязательного соцстрахования (VSAA) посчитали все месяцы в году без разбора.
«У меня разница получается 80 евро в месяц. Что, люди с профзаболеваниями такие богатые, чтобы государство спонсировать? Не думаю!» – возмущается женщина.
Она подала заявление в VSAA, и лишь тогда пособие ей пересчитали как полагается.
Теперь Мара активно информирует других товарищей по несчастью, что установленный в государстве порядок существенно отличается от решения суда. Но она задается вопросом: почему бы VSAA самому не проинформировать население публично? Эгил Зариньш, представитель Минблага, сообщил журналистам LTV, что ему неизвестно, по какой причине это не было сделано.
«Я могу только компетентно заявить, что делается. В законе сказано, что нужно менять. И будет меняться. Теперь учитываются и 12 месяцев, и приговор суда. Да, это неправильно. Но такова уж ситуация», - сказал Зариньш.
В рижском офисе Госагентства обязательного соцстрахования признают: именно после решения Верховного суда изменен порядок начисления пособия. И месяцы, когда работник болел, больше не считают.
«Учтя приговор суда, VSAA, присваивая это пособие за утрату трудоспособности, те месяцы, когда человек болел, в расчет средней зарплаты не берут», - сказала Даце Пренцлава, старший эксперт методического отдела агентства.
«Что, действительно мне нужно было идти на телевидение и говорить, что нужно обращаться в VSAA? А если все обратятся и попросят себе пенсии пересчитать? Людей с профзаболеваниями тысячи», - иронизирует Мара.
Согласно статистике, в декабре 2018 года в Латвии насчитывалось 10 614 таких жителей, получающих пособие. В Госагентстве обязательного соцстрахования тоже признали, что Мара не одна, просили перерасчета и другие. Но само, по своей инициативе, агентство ничего не пересчитывает. Не говоря уже о предыдущих годах. Если кто-то настаивает на перерасчете – ему нужно обращаться в суд. Тукумчане, и Мара тоже, готовы судиться. Мара намерена добиваться во всех инстанциях, чтобы ей сделали перерасчет за 2015 и 2016 годы.