Голос Америкса в Европе: важные решения Европарламент принимает в непростой обстановке
Актуальные события комментирует депутат Европарламента Андрис АМЕРИКС (Прогрессивный альянс демократов и социалистов).
Лондонский тупик
- Европарламент по-прежнему работает в удаленном режиме?
- Да. Бельгия стабильно удерживает второе место по количеству заболевших ковидом, не слишком сильно отставая от Чехии, которая является рекордсменом Евросоюза. Понятно, что речь уже не идет о том, чтобы раз в месяц проводить заседание Европарламента в Страсбурге, несмотря на недовольство Франции, выраженное президентом Макроном.
Очередная пленарная сессия Европарламента на минувшей неделе прошла с соблюдением максимальных мер предосторожности и стала самой «удаленной» в его истории. Еще недавно на пленарном заседании в большом зале разрешалось присутствовать хотя бы тем, кто выступал в прениях. Ораторы находились на расстоянии 10 метров друг от друга, но имели возможность высказать свое мнение с трибуны.
Сейчас же в зал пленарных заседаний не пустили никого, кроме двоих ведущих заседания, которые сидели в президиуме перед пустым залом. Те, кто хотел выступить в прениях, отправлялись в специальное здание, где для каждой страны отведен отдельный отсек, и ждали, когда их подключат к микрофону. Такого никогда не было! Глава Евросовета Шарль Мишель 29 октября созывает экстренный саммит ЕС – по вопросам борьбы с ковидом.
Это уникальная ситуация, и она усложняет прежде всего политические контакты.
Технические возможности для обсуждения и принятия решений, конечно, созданы. Но при отсутствии живого общения депутаты варятся в собственном соку, оставаясь в информационном пространстве своей страны, а ведь их задача – решать задачи общеевропейского уровня. В таких условиях очень сложно принимать решения по спорным вопросам.
- Какие вопросы обсуждались на этой сессии?
- Главной темой остается Brexit. По итогам саммита ЕС (после него, кстати, некоторые участники, включая главу Еврокомиссии Урсулу фон дер Ляйен, ушли на самоизоляцию) стало ясно: Евросоюзу и Великобритании не удалось найти общий язык. Но хотя прогресса в переговорах по-прежнему нет, ни одна из сторон не хочет хлопать дверью.
Требования, которые Великобритания предъявляет Евросоюзу, таковы, что если их выполнить, то все 27 стран-участниц будут находиться в худшем положении, чем государство, покинувшее союз. Таких преимуществ Великобритания, понятно, не получит.
Бывший премьер Великобритании Дэвид Кэмерон, который в 2016 году организовал референдум о выходе из ЕС, ушел с политической сцены, и сейчас о нем ничего не слышно. Герой сегодняшнего дня – Борис Джонсон, и он идет напролом. Думаю, что он станет человеком, который полностью развалит Великобританию.
В Шотландии все громче звучат призывы к референдуму о выходе из состава Великобритании ради сохранения членства в ЕС. Недавно об этом заговорили и в Уэльсе. Так что если пессимистические прогнозы сбудутся, то вполне может дойти до того, что королева будет править не Великобританией, а одной только Англией. А Джонсон наверняка последует за Кэмероном в политическое небытие, поскольку недовольных его политикой много и это недовольство усугубляется ситуацией с ковидом...
«Правильные» пчёлы
- Второй вопрос, которому уделялось большое внимание на пленарном заседании, - продолжает Андрис АМЕРИКС, - это финансовая поддержка, а точнее - субсидирование сельского хозяйства. 31 декабря нынешнего года заканчивается действие существующих законодательных актов, и необходимо принять новые, на период нового бюджета – до 2027 года.
- Какие изменения ожидают сельчан?
- Сельскохозяйственный блок и в дальнейшем останется одним из основополагающих и важных отраслей экономики. Ведь есть пандемия или нет – кушать все равно нужно. Но подход к этой сфере и образ мышления, как и многое другое в постковидную эпоху, заметно изменятся.
Субсидирование сельского хозяйства составляет почти 35 процентов годового бюджета Евросоюза, это около 60 миллиардов евро. Сокращений, скорее всего, не будет, но и в сельском хозяйстве акцент переносится на «зеленый» курс, который ЕС объявил своим приоритетом. При формировании семилетнего бюджета будут приниматься в расчет экологические критерии. Те хозяйства, которые будут работать с учетом требований экологии, будут более дружественными окружающей среде, получат больше денег, чем те, кто будет использовать ядохимикаты, которые вызывают, в частности, гибель пчел.
- Пчелы – это такая важная тема?
- Очень важная! Можно сколько угодно иронизировать по поводу повышенного внимания Евросоюза к пчелам, но на самом деле ничего смешного тут нет. Залетев на луга, которые обрабатываются ядохимикатами, вылететь насекомые уже не могут: гибнут. А пчелы - важное звено в природной цепочке, поэтому Европарламент принял специальную резолюцию по защите пчел.
Легко предположить, что законопроект о сельском хозяйстве вызовет немало дискуссий, ведь у каждой страны свои требования. Так, например, Франция защищает виноделие как традиционную для своей страны отрасль.
- Латвии выгодны намеченные перемены?
- Да! Латвия в этой области имеет неплохой задел. У нас много биологических хозяйств. Конечно, по объему производства они не могут сравниться с крупными хозяйствами Франции, Германии и других стран, но они могут сыграть немаловажную роль в развитии нашей экономики. С учетом этой особенности наша страна может получить большую финансовую поддержку от Евросоюза, что позволит создавать новые рабочие места и развивать новые направления в сельском хозяйстве...
Ксения ЗАГОРОВСКАЯ
Подготовлено при поддержке Прогрессивного альянса демократов и социалистов Европарламента
(!) О евродепутате Андрисе АМЕРИКСЕ и прямая связь с ним:
https://www.socialistsanddemocrats.eu/meps/ameriks-andris
Бюджет ЕС: споры кипят
- Как продвигается обсуждение бюджета Евросоюза?
- Еврокомиссия и Евросовет принципиально договорились о том, что каждая страна будет ежегодно вносить в общий бюджет Евросоюза 1,23 процента от своего совокупного продукта. Предполагается дополнительно увеличить бюджет на 1,8 триллиона евро за семь лет. Эти деньги предназначены на оздоровление экономики, подорванной кризисом с ковидом. Сумма огромная, но и ее не хватает.
Европарламент считает, что недопустимо сокращать такие программы, как Erasmus и Horizon, урезать финансирование научных исследований, и требует выделить на эти цели 100 миллиардов евро.
Так что окончательной договоренности по поводу бюджета пока нет. Все хотят получить больше, а отдать поменьше. Но я очень надеюсь, что до конца года мы все-таки договоримся о едином подходе...