Голос Америкса в Европе. Как Евросоюз борется с кризисом?
В поисках единого подхода. На вопросы отвечает депутат Европарламента Андрис Америкс (Прогрессивный альянс демократов и социалистов).
В тени ковида
- Начинается новый сезон работы Европарламента. Какие главные темы в его повестке дня?
- Решение повседневных задач, касающихся экономики, экологии, будет происходить в непростых условиях. Над Европой по-прежнему витает густая тень ковида. Большая часть депутатов продолжит работать в удаленном режиме. Благо опыт есть...
Вопросом номер один остается борьба с ковидом. Ни одна директива не регулирует сферу здравоохранения стран ЕС, и каждое государство проводит свою политику. Пандемия наглядно показала узкие места такого подхода: пришлось срочно завозить маски из Китая, ждать поставок медицинского оборудования из третьих стран. Так что разговоры о необходимости централизации этой области звучат все громче.
- Что в Европе говорят: сколько это все будет продолжаться?
- Основная надежда на создание вакцины. Евросоюз уже заключил с тремя крупными компаниям договор на поставку вакцины, которая находится в стадии разработки. Планируется закупить 400 миллионов доз - на всех европейцев, включая жителей Великобритании, которая 1 января 2021 года покидает Евросоюз. Закупки проводятся централизованно, и это хороший пример европейской солидарности перед лицом общей угрозы.
Судя по всему, первый укол от ковида будет сделан в середине декабря.
Зелёный, оранжевый, красный
- Важнейшей проблемой остается транспортная. Десятки тысяч людей попадают в сложную ситуацию: улетел в командировку, а вернуться не можешь, потому что рейсы отменили. Какой тут может быть выход?
- Пока что каждая страна самостоятельно принимает решение, кого и на каких условиях пускать в страну, причем обстановка постоянно меняется. Комитет Европарламента по петициям, в котором я работаю, завален жалобами в отношении транспорта. Их количество увеличилось примерно в пять раз.
Чего стоит недавнее решение Венгрии, которая вдруг в одностороннем порядке закрыла свои границы для всех. Было справедливо отмечено, что это нарушает единство Шенгенской зоны, наносит ущерб автоперевозкам, туризму.
Усугубляет проблему и то, что авиакомпании пользуются разными стандартами. Некоторые, к примеру, требуют использования масок установленного образца и без них на борт не пускают.
Задача непростая: обеспечить свободное перемещение людей и в то же время не допустить распространения вируса. Преодолеть хаос поможет только единый подход. Об этом было заявлено на недавнем заседании транспортного комитета Европарламента, в котором я являюсь заместителем председателя.
Еврокомиссия предложила странам-участницам ввести единые ограничения для поездок внутри Евросоюза. Разработаны три критерия для оценки безопасности регионов: количество новых случаев заболевания на 100 тысяч населения, процент положительных тестов и количество тестов на 100 тысяч населения.
Эти данные предполагается еженедельно сообщать в Европейский центр профилактики и контроля заболеваемости. На их основании будет составляться карта, на которой уровень заболеваемости будет обозначаться цветовым кодом: зеленым, оранжевым и красным. Причем данные будут учитываться по регионам, а не по странам. Это, безусловно, облегчит жизнь.
Новые налоги или урезание?
- В следующем году начинается новый бюджетный период. Вы не раз говорили о том, как важно своевременно принять бюджет, чтобы начать новый год без раскачки. Удалось?
- Дискуссии продолжаются, и вопросов еще много. Борьба с последствиями кризиса, вызванного ковидом, требует огромных средств. Они были изысканы за счет урезания финансирования образовательных и научных программ, в том числе и по намеченному "Зеленому курсу". Европарламент принял резолюцию о том, что не согласен с таким подходом.
В качестве источника доходов рассматриваются новые налоговые программы для всего Евросоюза, которые включают налог на компьютерных гигантов типа Microsoft, Apple. Рассматривается введение налога на пластмассовые бутылки, а также использование денег от продажи квот на выбросы газов, вызывающих парниковый эффект. Именно это в ближайшие месяцы и будет обсуждать Европарламент.
- Премьер Латвии гордился тем, что удалось добиться для страны солидных сумм из казны ЕС. Ваша оценка?
- Приятно, что наше правительство поработало и сегодня по плану Евросоюза, касающегося следующего семилетнего бюджета, а также фонда оздоровления, Латвия может рассчитывать на десять миллиардов евро. Они должны быть получены в ближайшие семь лет. Деньги из так называемого фонда оздоровления экономики, насчитывающего 750 миллиардов евро, предполагается выделить быстрее - в ближайшие три-четыре года.
То, как эти деньги будут работать, во многом зависит от мудрости и дальновидности правительств и Латвии, и других европейских стран. Главный вопрос: сумеем ли мы вложить деньги в объекты, которые будут способствовать развитию экономики, ее отраслей?
Важно понимать, что деньги из фондов ЕС не могут быть направлены на повышение зарплат, решение повседневных нужд, а только на поддержку отраслей, пострадавших от ковида. Это инвестиции, которые должны принести прибавочную стоимость.
Судите сами: можно ли в этом качестве рассматривать строительство новой тюрьмы под Лиепаей, которое запланировало наше правительство?
Считаю ошибочным решение Латвии отказаться от электрификации железной дороги. Литовцы этим занимаются, эстонцы тоже. А мы упустили шанс...
Мы лишились 300 миллионов евро софинансирования, причем не исключено, что эти работы все равно придется проводить, но уже на свои средства. Согласно "Зеленому курсу" дизельное топливо скоро уйдет в прошлое, нравится это кому-то или нет, а у нас все локомотивы работают на дизеле.
- В какой стадии грандиозный проект Rail Baltica?
- Несмотря на все финансовые урезания, этот проект остался в плане. Но тут нужно иметь в виду, что на него выделено семь миллиардов евро. Если же издержки вырастут, например, за счет налогов, инфляции, просчетов в проектировании и прочего, то покрывать их будет уже не Евросоюз, а национальные правительства из своего бюджета.
Принципиальная договоренность между странами достигнута, и сейчас идут большие дискуссии о деталях: кто будет производить рельсы, поставлять поезда. И как показывает практика, эти детали порой создают больше проблем, чем принципиальная договоренность.
Проект станет серьезным вызовом для стран Балтии, проверкой их единства и в то же время даст мощный толчок их развитию.
Ксения ЗАГОРОВСКАЯ.