«В моей практике ничего не поменялось. Даже до принятия закона и еще даже до того момента, как Минздрав начал думать о том, что нужно такую практику ввести, я и так выписывал более 80% рецептов именно c INN — международным названием активного химического вещества. И только один из пяти рецептов выписывал на конкретное лекарство.
Бауманис рассказал, что в свое время, будучи еще молодым врачом, он попался в ловушку системы: выписывая пациентам компенсируемые медикаменты с конкретными названиями (а не по названию активного вещества), превысил разрешенную государственную квоту.
«И нас с коллегой одними из первых начали судить, и мы год ползарплаты своей отдавали государству за то, что перетратили эту квоту. Мы выписывали, как и часть других врачей, те лекарства, которые считали правильными. Это привело к тому, что доктор, желая себя защитить, понял: чтобы себя оправдать, нужно пройти через вереницу судейств и добраться до Конституционного суда. Это займет много лет, отнимет кучу денег — и вряд ли государство проиграет, когда оно само издаёт законы...
Так что эта система меня научила выписывать так, как нужно для государства — и чтобы самому не пострадать. А среди семейных врачей до принятия закона 88% выписывали рецепты на медикаменты с оригинальным названием. После же принятия закона этот показатель упал до 16%.
Если вы спросите: кто от этого выиграл? — то пациенты с момента принятия закона за одну упаковку, которая в среднем стоила им 6,03 евро, начали доплачивать 4,75 евро. Почти полтора евро они стали не переплачивать. Если вы спросите: сколько государство начало за счет этого экономить? — в первые месяцы это было более чем 120 тысяч евро ежемесячно. Лекарства как будто стали дешевле, и траты государства тоже стали меньше».
Напомним, в Латвии пациентские взносы — в том числе за компенсируемые медикаменты — одни из самых высоких в ЕС. По данным Европейского бюро Всемирной организации здравоохранения, в Латвии личные траты пациентов на медицинское обслуживание составляют в среднем 4% расходов домохозяйств. Для сравнения: в Евросоюзе средний показатель почти в два раза ниже.