Тема контроля импакта — это, в первую очередь, вопрос про мораторий на межстрановую экономическую конкуренцию в её нынешнем виде, то есть остановка или приостановка бесконечного забега — кто произведёт и продаст больше, быстрее, с меньшей себестоимостью и большей прибылью. А в хэдлайнерах темы прописались стройными рядами самые богатые люди планеты — и что же удивляться, если тема продвигается с таким скрипом? Ведь такая остановка, если она вдруг окажется возможна — это, по сути, фиксация статус-кво на неопределённо долгий срок. При этом не о странах речь — например, большая часть электората Трампа в США, понятное дело, тоже окажется в проигравших, на чём он, собственно, и серфил. Жёстко говоря, тему климата невозможно честно обсуждать в отрыве от темы неравенства, но обсуждается что угодно, только не это.
«Грядущие гунны», большевики XXI века, скорее всего выйдут с примерно следующей программой. Задача номер один — безусловный базовый доход для всех жителей планеты как фундаментальная норма, на уровне «прав человека». Задача номер два — форсированное автоматизацией сокращение рынка труда в несколько раз, при этом его оплата на «низовом» уровне должна быть примерно сопоставима с ББД, если не меньше: «работа» как таковая должна стать уделом немногочисленного меньшинства. Задача номер три — сменяемость элит и разрушение барьеров между «верхами» и «низами», а также деконцентрация капитала — в том числе и за счёт развития сетевых форм самоорганизации экономической и социальной жизни, от криптовалют до прямой электронной демократии. Задача номер четыре — демилитаризация ведущих экономик мира, снижение «налога на оборону». Задача номер пять — внешний общественный контроль над всеми средствами массовой коммуникации, в принципе исключающий какую-либо их собственную политическую субъектность. Думаю, будет и резче; вопрос только, что буйных мало.
Но юмор в том, что до тех пор, пока хотя бы одна из этих задач не решена, все разговоры о контроле изменений климата будут восприниматься как лапша и манипуляция в пользу сильных мира сего. И ничего у них по этому вопросу не получится, даже если в глубокой глубине они руководствовались исключительно чистыми намерениями спасти биосферу и человечество. У них просто нет на это мандата.
Алексей Чадаев.