Суббота Вести еженедельник 7 Супер Секретов Mājas virtuve
LAT Сб, 14. Декабря Завтра: Auseklis, Gaisma

Главный аптекарь Латвии: «Лекарства дорогие из-за жадности государства. А мы не виноваты!»

47rs140821b131_webnewsdetailed_jpg

Недавно

ногие постоянные клиенты аптек затаили дыхание. Министерство финансов в очередной раз предложило поднять НДС на лекарства с 12% до 21%. Председатель правления Ассоциации владельцев аптек Янис Либкенс рассказал «МК-Латвии», кому выгодно повышение налога, и каковы могли быть последствия такого решения, а также пояснил, как формируется цена на лекарства и кто виноват в их повышении.

 

Демагогия государственного уровня

– В рамках налоговой реформы Министерство финансов предложило поднять пониженную ставку НДС на лекарства с 12% до 21%. Дескать, полученные за счет этого дополнительные деньги можно направить на здравоохранение. Коалиция, впрочем, идею не поддержала. Как думаете, решение отложили на время в связи с выборами?

– Думаю, да. К тому же наш народ довольно остро реагирует на такие вопросы. Если вспомнить, то попытки увеличения НДС на лекарства предпринимались уже три или четыре раза, то есть наблюдаются они с завидной регулярностью, как критические дни у женщин. До кризиса налог составлял 5%. В трудные времена его повысили до нынешних 12% и увеличение назвали антикризисной мерой. Но, как известно, нет ничего более постоянного, чем временное. Государству понравилось зарабатывать на лекарствах, поэтому и 2017 год не стал исключением. Уверен, после выборов в Сейм к этому вопросу вернутся вновь.

– НДС на лекарства в Эстонии составляет 9%, а Литве на компенсируемые – 5%. Почему ставку налога нельзя сделать такой же, как у наших соседей?

– Государство просто хочет денег. Логика Минфина проста – чем больше государство соберет, тем больше даст здравоохранению. По подсчетам Минфина, в случае повышения налога дополнительно в казну государства поступило бы 84 млн. евро исходя из ежегодного оборота отрасли порядка 400 млн. евро. Вот только в ведомстве забывают, что после повышения НДС самому государству придется больше тратить на компенсируемые медикаменты. Сейчас, по данным Агентства лекарств, на эти цели расходуется 144,5 млн. евро ежегодно. Эта расходная статья непременно увеличилась бы, и жители нашей страны отправились бы на лекарственный туризм к соседям.

– Простой потребитель, глядя на ценники, во всем винит жадных аптекарей. Как формируется цена на лекарства?

– Есть правила Кабинета министров по ценообразованию. Производитель, чтобы получить право продавать (компенсируемое?) свое лекарство в нашей стране, декларирует его в Агентстве лекарств, устанавливая свою цену. К ней добавляется НДС, наценки оптовика и аптеки, на которые установлены строгие ограничения. Превышать их нельзя. Санкции за самовольные наценки довольно жесткие, включая лишение лицензии. Чем дешевле лекарство, тем выше разрешено установить наценку, и чем дороже, тем меньше маржа оптовика и аптеки. Приведу несколько наглядных примеров на рецептурных медикаментах.

 

Посмотрите на цифры и скажите, кто из действующих лиц зарабатывает на лекарствах больше всего: производитель, оптовик, аптека или казна? Государство занимается демагогией, рассказывая, как, извините, зажрались аптеки. Взгляните еще раз на размер получаемого казной НДС и наценок торговцев и сделайте выводы: больше всего на цены влияет именно цена производителя и государственный НДС.

– Должен ли производитель обосновать цену регистрируемого лекарства?

– Конкретного требования к некомпенсируемым лекарствам нет. У каждого производителя свое понимание, сколько должен стоить его товар. Очевидно, в случае нового лекарства компания, выпускающая его на рынок, хочет отбить все затраты на его разработку, производственные издержки, продвижение да еще получить прибыль. Цены сбивают дженерики, то есть аналоги оригинальных лекарств. Рано или поздно оригинальный производитель теряет права на эксклюзивное производство важного медикамента, и придуманную им формулу могут использовать другие фармацевтические производства. Дженерики всегда дешевле оригинала, поскольку в этом случае у завода уже нет необходимости вкладывать в разработку лекарства и его рекламу. Как только на рынке появляется «заменитель», оригинальный препарат теряет в цене от половины, а то и в десятки раз дешевеет. Тем не менее не у всех лекарств есть дешевые копии и сегодня 70% от стоимости лекарства составляет цена производителя. От нее зависит размер всего остального – наценок и налога. Однако несколько иная ситуация с компенсируемыми государством медикаментами. Производитель, если хочет участвовать в компенсационной системе, может зарегистрировать в Агентстве лекарств такой препарат только тогда, когда его цена ниже, чем у других, и находится в «тройке» самых дешевых аналогов в ЕС. Тут государство жестко ограничивает аппетит производителя, что вполне логично, ведь оно платит за такие таблетки из своего кармана.

Иногда нас любят сравнивать с Англией, дескать, почему там в аптеку порой сходить дешевле, чем в Риге? Там почти каждый препарат компенсируется государством в большей или меньшей степени. На самом же деле лекарство без рецепта от врача иногда стоит дороже, чем у нас.

Аптеки закроются следом за школами

– Нередко приходится слышать об уменьшающейся доступности лекарств. Однако, по статистике, ежегодно каждый житель страны тратит на таблетки около 200 евро.

– Действительно, если разделить оборот отрасли на количество жителей Латвии, а потом еще и на количество месяцев, получится порядка 16 евро в месяц. У доступности есть две стороны медали. Первая, поблескивающая и красивая: по ассортименту и количеству аптек доступность лекарств у нас хорошая. Судите сами, в ЕС в среднем одна аптека обслуживает 8–10 тысяч человек, у нас же в среднем 2000. Вторая сторона: в Латвии самый маленький список компенсируемых лекарств по сравнению с Литвой и Эстонией, а также уменьшающееся число аптек в сельской местности. Тенденция к уменьшению прослеживается с 2001 года, когда по стране работали 892 аптеки, а сегодня – 784.

– Неужели жители стали болеть меньше или покупать лекарства уже просто некому?

– В сельской местности все крутится вокруг школы – ученики, учителя, технический персонал учебного заведения, местный дом культуры, творческие и спортивные кружки. Когда школу в селе закрывают, то и жизнь в окрестностях замирает. Приведите хоть одну экономическую причину, по которой мы должны содержать аптеку в таком месте, если за неделю туда приходит пять человек? Она не выживет. Это простая логика бизнеса.

– Министр образования Карлис Шадурскис неумолим в своем желании оптимизировать школы. Такие действия повлияют на количество аптек на периферии в дальнейшем?

– Повторюсь, жизнь на селе крутится вокруг школ, они поддерживают жизнь в округе. Скажу так, если государство, самоуправления заинтересованы в работающей аптеке на селе, то они должны как-то помочь, поддержать. Это может быть оплата аренды или коммунальных платежей. Словом, надо каким-то образом дотировать аптеку в тех местах, где она за счет малочисленности клиентуры попросту не сможет выжить. Но, как правило, самоуправления жалуются, а помогать не хотят. Говорят, у аптекарей коммерческая деятельность, а мы не имеем права принимать в ней участие. Вот и делайте выводы, нужны ли на самом деле волостям в глубинке аптеки или нет.

– У членов вашей организации на балансе есть такие потенциально убыточные аптеки?

– Лучше спросить напрямую владельцев аптек, но преимущество любой аптечной сети в том, что доходность одной аптеки, находящейся в хорошем месте, способна покрыть убытки четырех-пяти. Независимым игрокам, владеющим только одной аптекой, выжить гораздо труднее. Параллельно в сельской местности есть еще несколько проблем, которые влияют на количество аптек. Например, доступность врачей. Если жителю села или хутора на прием к доктору надо проехать, скажем, 50 км до города, поскольку по соседству врача нет или он приезжает раз в неделю, то и лекарство пациент купит рядом с докторатом, а не у себя на селе.

– Правда ли, что сети в Латвии вытесняют маленькие независимые аптеки? Хорошо это или плохо для потребителя?

– Это объектная реальность. Впрочем, я не назвал бы закрытие независимых аптек вытеснением. Наблюдается острая нехватка фармацевтов по всей стране. Молодых специалистов университеты готовят недостаточно. Кто хотел зарабатывать больше, уехал в Скандинавию, Данию, Германию. Например, курземским аптекам приходится переманивать фармацевтов из Латгалии, оплачивать им квартиру, переезд. И едут только некоторые. Остальные, наверное, патриоты своего региона. Больше половины еще работающих фармацевтов в Курземе уже в предпенсионном возрасте. Свое дело они не передают молодым, а пытаются продать аптеку какой-нибудь сети и заработать себе пенсионный капитал. Вот только выгодна ли такая покупка? Не такой уж и большой заработок в маленькой аптеке, особой прибыли нет. Средняя доходность составляет 3%. Много это или мало? Вот пример из жизни. Независимая аптека в Краславе. За год объем продаж составляет 692 000 евро, тогда как расходная часть – закупка нового товара, коммунальные, содержание помещения, зарплата 13 сотрудникам «съедает» 671 000 евро. Заработок 21 000 евро минус налоги и остается 14 000 евро в год, доходность менее 3%. И если поднять зарплату сотрудникам на 100 евро, то предприятие уже в минусе. Какие перспективы роста? Никаких. В сельской местности аптек станет больше только в том случае, если люди поедут туда жить. Народ концентрируется там, где есть работа и производство.

Муниципальных аптек не будет

– Какие ограничения действуют для аптек?

– Они прописаны в правилах КМ № 610, в которых установлены соотношение количества аптек к количеству жителей. Если коротко, то если в населенном пункте 4000 жителей и меньше, то разрешено открывать две аптеки, если жителей от 4001 до 7000, то на одну аптеку должно прийтись 2500 жителей и т. д. Когда в городе проживает более 100 000 жителей, то на одну аптеку должно приходится уже 5500 жителей. Если аптека занимается изготовлением лекарств или работает круглосуточно, то в радиусе 500 м открывать другую аптеку нельзя. В сельской же местности, за пределами населенного пункта, одна аптека обслуживает территорию в пять километров. Такой ограничитель, установленный государством, я считаю обоснованным. В таком случае аптеки равномерно распределяются по территории города, страны, а не концентрируются в одном месте. Те аптеки, которые открылись до 5 мая 2002 года, имеют право работать на прежнем месте. На мой взгляд, пока государство не придумало ничего лучшего по сохранению индивидуальных, независимых аптек. Благодаря этим правилам они еще хоть как-то могут конкурировать с сетями. Видите ли, если поблизости начнут работать сетевые аптеки, то они могут себе позволить месяц-другой продавать лекарства без наценки, тогда как независимая позволить себе такой роскоши не сможет и не выдержит конкуренции. Ведь люди в первую очередь «голосуют» своими деньгами.

– Муниципальные аптеки – насколько реально их появление и влияние на аптечный бизнес?

– В Риге это нереально. Возьмите общественный транспорт. Разве он дешевый? Нет, он самый дорогой в стране. При этом еще и дотируется из средств самоуправления. Почему с аптеками будет иначе? Кто будет платить за такую социальную поддержку населения? Мы снова возвращаемся к ценообразованию на лекарства. Если аптека будет продавать таблетки без наценки или с самой минимальной прибылью, то с каких доходов будет оплачиваться электричество, отопление, зарплата? Если из денег самоуправления, то откуда они возьмутся? Снова подорожают билеты на проезд или подскочит налог на недвижимость?

– Имеет ли смысл в аптеках одной сети искать одно и то же лекарство подешевле?

– Теоретически, да. Каждая аптека закупает какой-то объем лекарств. Допустим, одна аптека его купила в январе, а другая в феврале, когда производитель задекларировал новую цену лекарства. Тогда в рамках одной сети аптека, купившая по январской цене, будет торговать дешевле, чем купившая в феврале.

Математический расчет

– Всем ли в нашей стране хватает компенсируемых лекарств?

– В Латвии, к сожалению, самый маленький список компенсируемых лекарств и размер софинансирования на его покупку зависит от диагноза, поэтому размер «скидки» для пациента составляет от 25% до 100%. Из практики могу сказать, выделяемого государством объема финансирования на компенсируемые медикаменты действительно хватает не всем, и думаю, в ближайшие годы такое положение дел сохранится.

– На ваш взгляд, какие препараты необходимо внести в компенсационный список?

– Приоритеты пускай расставляет Министерство здравоохранения. Должен отметить, в прошлом году список пополнился лекарством от гепатита С. Наконец-то государство подсчитало, что дешевле человека вылечить, не дать ему заразить других и вернуть на рынок труда. В таком случае он потом своими налогами с лихвой вернет потраченные на него деньги. Циничный, чисто математический подход. Список компенсируемых лекарств Национальной службой здоровья пересматривается раз в квартал. Главное, чтобы препараты от этой болезни не исключили из списка. Со своей стороны я хотел бы пожелать нашему государству находить средства для увеличения бюджета компенсаций, чтобы помочь своим жителям.

– Ожидаемое повышение акциза на топливо скажется ли на ценах на лекарства?

– Думаю, что нет, но аптекам станет труднее. Доставка упаковки лекарства станет дороже, потому у торговца будет меньше возможностей снизить установленную наценку в рамках, разрешенных государством. Подорожание топлива автоматически несет за собой подорожание отопления. Все связано. Чем больше расходов, тем труднее аптеке, особенно в сельской местности.

Олег КОЖИН,
oleg.kozhin@mk-lat.lv

103 реакций
103 реакций
Загрузка
Загрузка
Загрузка
Загрузка

Последние десять месяцев в Латвии были теплее нормы

Предыдущие десять месяцев в Латвии были теплее обычного, и ожидается, что декабрь станет одиннадцатым таким месяцем подряд, о чем свидетельствуют данные Латвийского центра окружающей среды, геологии и метеорологии.

Предыдущие десять месяцев в Латвии были теплее обычного, и ожидается, что декабрь станет одиннадцатым таким месяцем подряд, о чем свидетельствуют данные Латвийского центра окружающей среды, геологии и метеорологии.

Читать
Загрузка

«Не хочу такие ЕС и Латвию. Хватит»: известие о том, какой контент ограничит YouTube, вызвало бурю

В последние годы все чаще говорится об инклюзивном обществе и все меньше - о здоровом, хорошо тренированном теле, пишет Tautaruna.nra.lv.

В последние годы все чаще говорится об инклюзивном обществе и все меньше - о здоровом, хорошо тренированном теле, пишет Tautaruna.nra.lv.

Читать

Экс-министр Гиргенс: «Я плачу налоги, призываю платить, а что мне за это будет от государства?»

"Каждый человек должен продумать, какова на данный момент ситуация, как себя спасти? Есть группа людей, которая себя спасти уже не может. Большинство из них - пенсионеры, пожилые люди", - сказал в эфире TV24 в программе Preses klubs присяжный адвокат и бывший министр внутренних дел Сандис Гиргенс.

"Каждый человек должен продумать, какова на данный момент ситуация, как себя спасти? Есть группа людей, которая себя спасти уже не может. Большинство из них - пенсионеры, пожилые люди", - сказал в эфире TV24 в программе Preses klubs присяжный адвокат и бывший министр внутренних дел Сандис Гиргенс.

Читать

В воскресенье нас ждет сырость и серость, а в Видземе — сильный снегопад

Согласно прогнозам латвийских синоптиков, воскресенье будет сырым и серым.

Согласно прогнозам латвийских синоптиков, воскресенье будет сырым и серым.

Читать

Хотел помочь маме и устроил ДТП: происшествие в Пурвциемсе

В рижском микрорайоне Пурвциемс один молодой человек в условиях интенсивного движения совершил обгон, и кончилось это плохо. Нетерпеливый водитель заехал на встречную полосу и врезался в ехавшую навстречу арендованную автомашину Bolt Drive, но на этом злоключения парня еще не кончились, сообщает программа Degpunktā.

В рижском микрорайоне Пурвциемс один молодой человек в условиях интенсивного движения совершил обгон, и кончилось это плохо. Нетерпеливый водитель заехал на встречную полосу и врезался в ехавшую навстречу арендованную автомашину Bolt Drive, но на этом злоключения парня еще не кончились, сообщает программа Degpunktā.

Читать

«Там нет адептов матери Терезы». Почему Израиль провел в Сирии операцию на опережение и чего он ждет?

С момента падения режима Башара Асада Израиль нанес почти 500 ударов с воздуха, моря и с суши по военным объектам на всей территории Сирии. По данным израильского командования, всего за два дня было уничтожено около 80% сирийского военного потенциала. Израильское руководство явно спешило предотвратить переход сирийского арсенала в руки повстанцев. Но только ли в этом дело?

С момента падения режима Башара Асада Израиль нанес почти 500 ударов с воздуха, моря и с суши по военным объектам на всей территории Сирии. По данным израильского командования, всего за два дня было уничтожено около 80% сирийского военного потенциала. Израильское руководство явно спешило предотвратить переход сирийского арсенала в руки повстанцев. Но только ли в этом дело?

Читать

«Сами уже не знают, как свою дурь подчеркнуть!» — народ возмущен исправлениями в детской книжке

Политкорректность достигла новых высот - оказывается, вывалявшегося в саже утенка Тима больше нельзя называть черным, пишет Tautaruna.nra.lv.

Политкорректность достигла новых высот - оказывается, вывалявшегося в саже утенка Тима больше нельзя называть черным, пишет Tautaruna.nra.lv.

Читать