Скандал в рижской Детской клинической больнице, когда врач-нейролог Гунтис Розенталс вместо консультации устроил русской девочке-инвалиду языковую обструкцию, переполнил чашу терпения русских. Это видно по реакции людей. А что же думают коллеги Розенталса? Портал press.lv попросил прокомментировать эту ситуацию с чтоки зрения врачебной этики Петериса Апиниса, президента Общества врачей Латвии. Вот что он нам ответил:
- Все порталы Латвии, а также и России вчера и сегодня переполнены информацией о том, что латвийский врач разговаривал с русскоговорящей пациенткой 16-и лет на латышском языке (фактически разговаривал на латышском только изначально, потом перешел на русский язык и вся медицинская консультация была на русском). Я прожил и проработал в России много лет, и никогда не слышал, чтобы врач с пациентом говорил на каком-либо другом, кроме русского, языке, несмотря на то, что народностей (и языков) в России насчитывается более ста.
Но проблема не в том – кто и что сказал. А в том, что ни один из пишущих журналистов или агрессивных комментаторов, да и сама мать пациентки, которая описала разговор, в самом разговоре не участвовали. Видимо, была проблема коммуникации, это признал и сам врач, то есть – мама с врачом даже не встретилась. А в порталах, газетах, социальных сайтах появляются не только имя и фамилия врача, но также и его адрес.
Кроме того, появился призыв к увольнению этого специалиста. Зачем заставлять одного из лучших, опытнейших неврологов, уходить из единственной детской больницы Латвии? И еще– по непонятной причине порталы и информационные агентства обозвали ребенка „инвалидом”. Бедный ребенок теперь пойдет в школу, где это повторят и другие дети, а в детском возрасте такие вещи воспринимаются болезненно.
Проблема гораздо шире, чем эта единичная ситуация в Детской больнице. Ежедневно в печати, на телевидении и в других средствах массовой информации появляются статьи и материалы, остро критикующие того или иного врача. Врача публично оскорбить легко, но следует помнить, что закон запрещает врачу защищаться. Врачу не разрешено разглашать ни имя, ни диагноз пациента, даже описывать саму ситуацию.
В прошлом году в Латвии «под чутким руководством» министра здравоохранения господина Белевича умерло 12 беременных женщин и рожениц (по сравнению с годами работы бывшего министра Ингриды Цирцене, соответственно, 4-5-3). Статистика показывает нам страшные цифры - 5,5 мертвых беременных и матерей на 10000 родов. Этот показатель превышает не только цифры Европейских стран, но и всех республик бывшего Советского союза.
Была и такая ситуация, когда министерство усмотрело проблему непосредственно в процессе принятия родов, и постановило наказать (судить, отнять сертификат, публично унизить, посадить в тюрьму) опытного гинеколога – специалиста, который 23 года считался одним из главных гинекологов страны, но которому, к сожалению, не удалось спасти жизнь молодой женщины. И в этой сложной ситуации пресса, социальные сайты, телевидение, интернет-порталы бросились судить и унижать врача.
Если г-ну Белевичу удается унизить коллегу-гинеколога, думаю, что после этого случая не останется врачей, желающих работать в родильном отделении, где специалисты высокого уровня работают за мизерную зарплату и постоянно испытывают повышенную ответственность за свои действия. Почему бы гинекологу не перейти работать в личную практику или вообще, не уехать в Германию или в Великобританию, где зарплата в десять раз выше, а риски страхуются медицинским бюджетом?
Ситуация сложилась крайне неприятная: пациенты, не зная свои права и возможности, расстроены из-за очередей и непонятных квот, а врачи работают на износ, не только из-за переработанных часов (средний врач в Латвии работает около 65 часов в неделю), но и по причине крайне ограниченных технических возможностей для оказания помощи пациенту.
Дорогие русскоговорящие и русскопишущие порталы, газеты, средства массовой информации! Давайте будем совместно говорить о проблемах, решать их, помогать обучить людей правильно следить за своим здоровьем! Не нужно противопоставлять врачей пациентам, накалять ситуацию и разжигать вражду.
Давайте попросим государство меньше денег (миллиарды) тратить на спасение «парексбанков», «красных металлургов», «айрбалтов», а эти средства выделить для диагностики, лечения и реабилитации своих жителей.
Комментарий press.lv:
Целиком и полностью разделяем беспокойство г-на Апиниса об унизительной финансовой ситуации, в которой сегодня оказались и латвийские врачи, и их пациенты. Но в данном случае, разговор не о деньгах - о человечности.
Нам надоели вечные ссылки на Россию. Которую наши власти регулярно критикуют за "отсутствие свободы и агрессивную риторику", но тут же вспоминают, когда нужно оправдать какой-нибудь беспредел: "А в России тоже так!" А в федеративной России 22 национальные автономные республики, в которых официально действует двуязычие.
И мы живем и платим налоги не в России, а здесь, в Латвии. И в Риге нас никак не меньше половины. Почему бы Канаду (вторую родину одного нашего экс-президента) или Финляндию с двумя госязыками в пример не привести?
И, конечно, мы готовы не то что просить, а требовать от нашего правительства, чтобы государство больше денег из наших налогов тратило на медицину. Но есть один ньюанс. Какой НАМ в этом смысл, если врач вместо лечения будет читать нам языковые нотации?