Власти Германии решили воспользоваться возможностями Шенгенского кодекса о границах и временно восстановить пограничный контроль со странами Евросоюза. Страна, неделю критиковавшая Венгрию за плохое обращение с беженцами, не справляется с колоссальным, практически неконтролируемым потоком мигрантов.
Министр внутренних дел Томас де Мезьер, который в воскресенье вечером выступил с заявлением для прессы, заявил, что контроль в целях безопасности возобновляется, в первую очередь, на границе с Австрией, в Баварии. Именно здесь на минувшей неделе прошли десятки тысяч беженцев. По информации телекомпании Bayerischer Rundfunk, с конца августа в Баварию прибыли около 63 тысяч беженцев, в основном, через Мюнхен.
На федеральные власти, очевидно, надавили из регионов: на местах взмолились, заявив, что находятся на грани собственных возможностей. По информации издания Bild, представители Христианско-социального союза (ХСС), баварского партнера Ангелы Меркель по правящей коалиции, даже пригрозили канцлеру выходом из этого союза в случае, если поток беженцев не прекратится. Вечером в субботу, пишет газета, состоялась телефонная конференция, в которой, помимо Меркель, приняли участие де Мезьер, вице-канцлер Зигмар Габриэль и глава МИД Франк-Вальтер Штайнмайер. Решение было принято.
В понедельник главы МВД стран Евросоюза соберутся на внеочередное заседание по проблеме беженцев. Де Мезьер заявил, что будет настаивать на квотах и честном распределении беженцев по странам ЕС. При этом эксперты не скрывают, что ввести квоты можно, но неизвестно, будет ли работать эта система. Германия, в отличие от ряда других стран ЕС, как магнит притягивает беженцев в силу привлекательности социальной системы и финансовых возможностей. Задерживаться в других странах, как, например, Венгрия, беженцы попросту не хотят, используя их для транзита.
Помогать готовы, но как?
Более 12 тысяч беженцев прибыли в Мюнхен за последние сутки
Проблема беженцев в Евросоюзе зрела постепенно. Руководство ФРГ настаивает на необходимости собраться с силами и решить ее сообща. Люди готовы помогать, но беженцев уже давно негде селить, и пока не ясно, как именно помочь такому огромному количеству людей разом.
Самим беженцам несладко и в Германии. Центры приема переполнены, в отделениях Земельного ведомства здравоохранения и социальных вопросов многочасовые очереди. У людей ничего нет, и, одновременно, им нужно все, начиная от билетов на общественный транспорт и заканчивая рабочим местом.
Пятого сентября Меркель объявила помощь беженцам национальной задачей. "Мы всегда реагировали быстро и сейчас тоже ведем переговоры с землями и коммунами о том, как мы можем помочь в дальнейшем. А также как мы можем общую задачу помощи беженцам, интеграцию тех, кто останется у нас надолго, объявить национальной задачей", — сказала она.
Девятого сентября Меркель заявила, что главным приоритетом в ближайшее время является интеграция беженцев, но отметила, что остаться смогут не все. Те, которые приехали в ФРГ не из-за политических преследований или не по причине бегства из региона войны, а из экономических соображений, "не смогут остаться в Германии". Речь идет о выходцах из балканских стран.
На фоне заявлений политиков и подъема гуманизма в СМИ в страну за неделю прибыли десятки тысяч человек. Ожидается, что в 2015 году около 800 тысяч человек подадут в Германии заявление на предоставление убежища.
В целях безопасности
Как заявил де Мезьер, контроль на границе возобновляется в целях безопасности. "Это предусматривает Шенгенский кодекс о границах", — добавил он. По его словам, Германия и дальше будет учитывать действующие европейские и национальные нормы защиты беженцев, но принять всех в одиночку она не сможет.
, а также беженцы из Ирана.
"Учреждение" под руководством Чакмы предоставляет приют сроком на первые три-шесть месяцев пребывания в Германии, затем беженцы либо переезжают в другое место жительства, либо в арендованную квартиру. Последних случаев — единицы.
Управляет общежитием некоммерческая организация. Во флаерах, которые получают новоприбывшие, подчеркивается, что после запроса статуса беженца в Германии дело кандидата на этот статус ведет Ведомство по делам мигрантов и беженцев, руководство организации влияния на процесс и исход дела не имеют. Каждый месяц жители общежития наблюдают 2-3 случая депортации.
Ежедневно жильцы общежития на Мотардштрассе ходят в отделение Земельного ведомства по здравоохранению и социальным вопросам (Lageso). Там им должны выдать временную регистрацию. "У нас 135 человек сейчас живут, которые ходят в Lageso каждый день и возвращаются обратно ни с чем. Если им повезет, то они туда попадают и получают на руки какие-то бумаги", — рассказывает Чакма. Зарегистрироваться в ведомстве крайне сложно из-за огромных очередей.
Не курорт, а все-таки лагерь
На Меркель обрушились с критикой в ее же коалиции из-за беженцев
В центре есть социальный работник, который занимается с детьми, есть курсы немецкого языка, есть занятия йогой для женщин. Беженцам дважды в день выдают продовольственные пайки — в центре нет столовой, и едят люди в своих комнатах, раз в две недели меняют постельное белье, выдают зубную пасту и туалетную бумагу. На общих кухнях можно что-то приготовить, к приезду журналистов их убрали, но охранники в лагере говорят, что в обычные дни там грязно.
В коридорах общежития пусто, несмотря на уборку, в коридорах все же остается соответствующий запах. Люди, которые остаются здесь днем, или сидят в своих комнатах, или небольшими группами стоят на улице: сербы вместе с сербами, афганцы — с афганцами.
Один из жителей, мужчина примерно 30 лет родом из Сирии, показывает документ — бумагу красного цвета, своего рода обходной лист, который нужен для получения временной регистрации. В Германии он уже несколько месяцев и до сих пор не сумел ее получить. Его сосед, автомеханик Ахмед из Афганистана, находится в Германии с июля, он ежедневно ходит в отделение Lageso, его документы тоже до сих пор не обработаны и у него нет ни проездного билета, ни денег. При этом в комнате на кровати лежит больная мать, которую он никак не может устроить на лечение, ей нужна операция. Оба беседуют с корреспондентом РИА Новости через переводчика.
Третий — сириец, смог объясниться по-английски, но рассказывает примерно то же самое. Молодой мужчина работал в Дамаске поваром в ресторане, в Германию приехал с женой и двухлетним ребенком 1 августа.
"У меня нет денег, нет билета, в социальной службе говорят, что денег не дадут. Если ребенку или жене понадобится врач или просто даже захочется выйти, то я не знаю, как ехать", — сказал он. В разговор вмешивается Чакма: "Это именно то, что я пытался вам объяснить — им не дают денег и билетов, пока они не пройдут определенный этап регистрации, а здесь мы им денег дать не можем".
"Мне не нужны деньги!"- сразу отвечает сириец.
"Нет-нет, я просто пытался объяснить ситуацию. Вам придется ждать следующего визита в Lageso", — продолжает Чакма. Визит могут назначить не сразу, а с перерывом в 5-10 дней.
Разные люди
Вопрос, который нельзя задавать: почему возвращается Гитлер?
Поток беженцев крайне разнороден. По данным Федерального ведомства по делам миграции и беженцев, по состоянию на конец августа наибольший процент беженцев прибывает в Германию из Сирии. На втором месте Албания, на третьем — Афганистан. При этом правительство ФРГ не раз говорило, что рассматривать дела выходцев из балканских стран будут с особой тщательностью и перспектив остаться в Германии у них меньше всего.
Среди беженцев множество людей без образования или с образованием ниже среднего, но есть врачи, инженеры, учителя. "Из Сирии и Ирака много врачей и инженеров, потому что там были соответствующие государственные программы", — рассказывает один из сотрудников центра.
О причинах бегства из родной страны сотрудники организации не спрашивают — считается, что это личное дело каждого. В числе сотрудников, как работающих в штате, так и волонтеров, есть люди, знающие фарси, арабский и другие языки, необходимые для общения с беженцами.
Незнание языков представляет для беженцев еще одну проблему. Даже если беженец знает английский, им владеют далеко не все сотрудники немецкого ведомства. Для "похода" в ведомство приезжий вынужден искать переводчика, потому что без него не примут. В результате беженцы, у многих из которых и так нет денег, вынуждены решать еще и эту проблему — искать деньги для оплаты таких "переводчиков" из числа своих же сотоварищей.
Реакция немцев
Экс-глава МВД Германии: бесконтрольный прием беженцев стал ошибкой
Согласно свежему опросу, проведенному по заказу телеканала Ard исследовательским институтом Infratest dimap с 7 по 9 сентября, большинство немцев не боится наплыва беженцев. 61% респондентов не видит в беженцах для себя угрозы, 81% граждан заявляет, что их жизнь из-за ситуации с беженцами никак не изменилась. В опросе приняли участие 1 тысяча 21 человек.
Последнее время на улице, в кругу знакомых и в эфире СМИ все чаще слышишь: "Как-нибудь да справимся, справлялись же раньше, ничего". Это позиция немецкого общества.
Уже на выходе из лагеря в Шпандау корреспондента РИА Новости останавливает молодой человек — афганец Умид. "Я видел, как сюда приходила афганская семья, и их не пустили. Почему — я не знаю", — сказал он.
На ломаном английском он пытается объяснить, что ночью отвел эту семью куда-то на ночевку, затем пешком под дождем вернулся. Считает, что к выходцам из Афганистана в Германии относятся хуже, чем к остальным беженцам.
Ответить на вопрос, почему именно эту семью не пустили на территорию комплекса, охранники "под запись" отказались. Однако после того, как диктофон был убран, рассказали, что люди приходят сюда постоянно, а в центре периодически просто не хватает места. Ночью ситуация, как правило, хуже всего: когда основной персонал комплекса расходится по домам, на посту остается охрана, которая занимается всем — охраняет, объясняет, оказывает услуги доморощенных психологов.
"Справимся как-нибудь, ничего, — говорят охранники на посту. — Главное, чтобы было куда селить".