Любому порядочному средневековому европейскому городу полагается иметь свои привидения. И Рига с ее богатой историей не исключение. Рижские призраки с усердием исполняют свои обязанности: они в меру зловещи, колоритны и исправно пугают почтенную публику доступными им спецэффектами...
1 Красный кардинал
* Где обитает: Музей истории Риги и мореходства (ул. Паласта, 4).
* Как выглядит: широкоплечий мужчина в красной бархатной накидке, но без головы.
* Кто видел: сотрудники музея.
Музей истории Риги и мореходства - старейший в Латвии. Располагается он в одном из самых древних зданий столицы - восточном крыле ансамбля рижского Домского собора. Переход из собора в музей идет через Крестовую галерею мимо сада, где в Средние века находилось кладбище. Прибавьте сюда древние реликвии, которые хранятся в музее, и ответьте: может ли такое замечательное место обойтись без призрака? Конечно, не может.
Рассказывает Ингрида Лукашевича, специалист по общественным отношениям музея:
- О том, что в Музее истории Риги и мореходства обитает привидение, наши сотрудники прекрасно знают. Те, кто засиживается над работой допоздна, слышат иногда необъяснимые звуки и ощущают что-то необычное. Особенно часто эти звуки и вздохи доносятся из Колонного зала и помещений, расположенных рядом, - видимо привидение что-то связывает с этим местом. Сотрудники музея прозвали его Красным кардиналом...
Были случаи, когда Красного кардинала не только слышали, но и видели. Вот что вспоминает Лигита Калниня, сотрудница отдела хранения нарядов и аксессуаров:
- Это произошло накануне празднования 200-летия музея, в феврале 1973 года. Наступил вечер, мы торопились завершить дела, ведь намечался большой праздник. Нас с коллегой Марите Озолиней направили работать на третий этаж: пропылесосить большой красный ковер в библиотеке. Мы спокойно занялись уборкой, болтая о том и сем.
Вдруг я поднимаю глаза и вижу: из стены с книжными полками, которая расположена напротив окон, выходит большой, широкоплечий мужчина. На нем красная бархатная накидка с капюшоном, но... нет головы. Я так обомлела, что не могла издать ни звука.
Видение не обратило на меня ни малейшего внимания и направилось к дверям. Они у нас роскошные, тяжелые, украшенные деревянной резьбой, непросто открываются и сильно скрипят. А тут сами распахнулись легко и беззвучно.
Призрак вышел, и только тогда ко мне вернулся голос. Я закричала и, рванув Марите за руку, прямо вместе с пылесосом побежала прочь из библиотеки. Спустя мгновение мы были внизу в Колонном зале и, полуживые от страха, рассказали о пережитом сотруднице музея Ольге Логиновой.
Она не удивилась и воскликнула: «Разве вы не знаете, что Красный кардинал всегда появляется перед важными событиями? Это же записано в анналах музея!» Логинова рассказала, что в музейных записях отмечено: призрак видели перед обеими мировыми войнами и перед всеми знаковыми для музея датами...
Несмотря на такой зловещий образ, сотрудники не боятся своего привидения. Оно ведь никому ничего плохого ни разу не сделало. Они даже привыкли к нему - за столько-то лет! Вечерами, когда до припозднившихся сотрудников доносятся непонятные шорохи, они говорят: «А, снова наш Красный кардинал пожаловал...» И спокойно продолжают работать.
2 Возлюбленная шведского солдата
* Где обитает: Шведские ворота (ул. Торня, 11).
* Как выглядит: бледная девушка в длинном платье.
* Кто видел: туристы.
Рассказывает Козимо ди Мариано, гость из Италии:
- Днем мы ходили с экскурсией по Старой Риге, и гид показала Шведские ворота, рассказала, что когда-то это был один из восьми входов в город. Их прорубили в 1698 году, когда в вашем городе командовали шведы.
Мы сфотографировали
Меня этот рассказ поразил. Я не понимал, как жители могут спокойно ходить мимо стены с мертвой девушкой. Но гид объяснила, что это нормально: у вас такие традиции. Она отвела нас к церкви Святого Джованни, где сразу двух монахов посадили в кирпичный мешок и в окошко давали еду, пока те не умерли.
Оказывается, в Риге есть примета: чтобы постройка долго стояла, нужна жертва. Гид показала кусок крепостной стены XIII века на площади Альберта и сказала, что когда ее строили, в основание зарыли младенца. Теперь вся стена исчезла, а этот кусок стоит. Значит, примета правильная.
Ночью мы с друзьями пошли гулять по Старой Риге. Было очень холодно и очень темно. Друзья ушли немного вперед, а я задержался прикурить сигарету под аркой. Чиркнул зажигалкой - огонь потух. Повторил - то же самое. Хотя ветра нет и зажигалка полная. Третий раз чиркаю - вдруг слышу женский вздох.
Тут я заметил пушки по краям, понял, что стою в Шведских воротах. Конечно, я на стенку сразу смотреть стал. Вроде в ней что-то белеет. Похоже на очертания девушки: вот рука, вот голова, волосы. Чем дольше смотрю, тем четче видно. Вот уже платье длинное проявилось.
Мне жутко стало, я уронил зажигалку - и бегом догонять приятелей. Даже сейчас вспоминаю - мурашки по телу бегут...
3 Невидимый кассир
* Где обитает: ул. Пилс, 4.
* Как выглядит: не имеет телесной оболочки, дает о себе знать звуками шагов и тяжелыми вздохами.
* Кто видел: охранник.
Сегодня на доме N4 на улице Пилс вывешены флаги разных стран: там находится пятизвездочная гостиница Grand Palace Hotel. Но отель в этих стенах расположился сравнительно недавно. Еще четверть века назад тут был Главный вычислительный центр Государственного комитета статистики Латвии. И вот в таком, казалось бы, совершенно прозаическом, абсолютно не романтичном месте, где правили бал сухие цифры и точные расчеты, вдруг стало являться привидение.
Рассказывает редактор и журналист Дмитрий Лычковский:
- Это был 1990 год, я учился в университете на филфаке и по ночам подрабатывал охранником в Старой Риге. Сторожил здание на ул. Маза Пилс, 13, это рядом с «Тремя братьями». А мой однокурсник Витя Гольговский - здание на ул. Пилс, 4. В то время в Старушке располагалось много советских учреждений. Вот и в моем здании находилась «Запрыба» (Главное управление рыбной промышленности Западного бассейна), а у Вити - статистический центр.
Ночью сидеть в пустом здании скучно. Когда становилось совсем уж тягостно, мы шли друг к другу в гости пить чай.
Однажды среди ночи Витька звонит по служебному телефону: «Мне страшно». - «Что такое?» - «Сам не понимаю, срочно приходи».
Я очень удивился. В отличие от меня, он поступил в институт уже после армии, здоровый и, можно сказать, обстрелянный мужик. Взял я чайник (он был у нас один на двоих) и пошел по ночной Старушке. От Пилс до Маза Пилс - два шага. Вскоре уже был там. Комнатка охранника располагалась в начале длинного коридора, уходящего в темноту. Виктора я нашел напряженным, очень напуганным. «Что с тобой?» А он: «Тс-с-с! Слушай!» Мы замолчали. И вдруг слышу: по коридору идет человек.
Гулкие шаги в полной тишине были слышны очень отчетливо: вот он замедлил ход, вот остановился, развернулся... и пошел обратно. Конечно, я высунулся из комнаты. Никого в коридоре!
Спрашиваю: «Может, кто-то этажом выше ходит?» Витя головой качает: «Я сам запер дверь за последними сотрудниками. И потом - здание под сигнализацией! Датчики на любое движение срабатывают, даже на крысу. А тут - молчат».
Внезапно опять в нашу сторону шаги пошли. И снова я в коридор - пусто. Это очень жутко, знаете ли, ощущать, что навстречу движется нечто невидимое. Витька сказал, что непонятное явление продолжается уже больше получаса, причем кроме шагов слышались также вздохи. «Спасибо, - говорит, что пришел, - а то я уж думал, с ума схожу».
Минут двадцать еще все это продолжалось. А потом - раз, и наступила тишина. Больше до утра ничего уже не происходило.
Позже, в институте, в перерыве между лекциями Гольговский рассказал, что поболтал со сменщиком, охранявшим это здание уже лет десять. Тот подтвердил: да, ходит призрак. Якобы даже известно, чей. В XIX веке в здании располагалась одна из контор Государственного банка Латвии. Однажды какой-то мелкий клерк запустил руку в казенные средства. Но хищение вскрылось, и он застрелился прямо у себя в кабинете...
4 Аббат Гжегож
* Где обитает: ул. Калею, 45.
* Как выглядит: мужчина в сером балахоне.
* Кто видел: жильцы дома.
На этом жилом здании написана дата: 1739, тем не менее возраст его намного больше. Дурная слава за домом закрепилась очень давно. По ночам жильцов пугали непонятные стук, вздохи, звон металла. И еще их мучили тяжелые страшные сны. Бывало, что начинала сама собой двигаться мебель, непонятно откуда раздавался звон цепей.
Не меньше пугали их зловещие знаки, возникавшие перед уходом кого-то из жильцов в мир иной. Так, в начале XX века с одним из владельцев здания, который был еще подростком, случилось следующее: ночью его окликнула больная мать. Она спрашивала с тревогой, почему он стоит возле ее кровати.
Между тем сын спал и не вставал. Однако мать настаивала, что только что видела серую фигуру у своих ног. Ровно через месяц, в тот же день и час, больная скончалась. Видели призрак в доме и в тот вечер, когда умерла бабушка домовладельца.
Рассказывает рижский историк Игорь Гусев:
- В середине XIX века в этом доме стали ремонтировать подвал. И вдруг глазам рабочих открылась полукруглая ниша, а в ней - два скелета, закованные в цепи. Там же, в подвале, обнаружились и потайные ходы. В некоторых человек мог стоять не нагибая головы, а по другим едва проходил, низко согнувшись.
Останки неизвестных похоронили. Проходит время, и в 1925 году здесь снова затевают ремонт в подвале. От удара кирки рухнула часть стены - и стало видно, что там ниша, в которой стоял человеческий скелет. Череп истлел настолько, что крошился даже от удара карандаша. Никаких остатков одежды, документов, надписей, могущих пролить свет на личность замурованного, не имелось.
В те времена был очень популярен спиритизм. Позвали известного медиума и провели спиритический сеанс в присутствии черепа покойного и нескольких костей. На зов явился дух, который сообщил, что его зовут аббатом Гжегожем (Григорием), и попросил, чтобы его кости были наконец преданы освященной земле.
Разумеется, к необычному зданию было приковано всеобщее внимание. Краеведы стали раскапывать его историю. Вот тогда и обнаружилось, что здание много старше того возраста, который указан на фасаде. Об этом свидетельствовал
Так, один из них рассказал, что раньше из подвала этого здания во все четыре стороны шли подземные коридоры. Его отец в детстве проходил довольно далеко по подземелью в направлении Конвента Святого Духа, то есть до места первого рижского орденского монастыря. Были также ход в сторону площади Альберта и другие ходы.
Взялись за старинные карты 1612 года - когда крепостная стена города еще была полностью цела и выполняла свое предназначение. Позже ведь она была застроена домами и теперь проходит прямо внутри них. Оказалось: дом, о котором идет речь, уже тогда значился на плане. Только был он шире и получался стоящим прямо у границы города. Это наводит на подозрения. Кто мог селиться в таком отдаленном месте?
Логика подсказывает: это был дом терпимости. Тогда сразу все складывается: и наличие потайных комнат, и остатки подземных ходов, и жуткие находки. Ведь в любом притоне не обходится без поножовщины, внезапных смертей. А куда прятать тела?
Перевезти труп через высокую стену города тайком невозможно. Бросить в протекающий неподалеку Ризинг глупо: река мелка, тело найдут, поиски приведут в бордель. Оставалось одно: прятать мертвецов здесь же, в доме...
5 Рассерженная Старушка
* Где обитает: ул. Марсталю, д.21
* Как выглядит: благообразная старая дама в чепце
* Кто видел: прямых свидетелей найти не удалось
Дом на улице Марсталю больше известен как дом Данненштерна. Он загадочен уже с виду: посмотришь на дом с одной стороны – в нем всего три этажа, посмотришь с другой – все восемь! Сегодня домом владеет частная компания и выглядит он заброшенным.
А жаль – ведь это памятник культуры, образец рижского барокко XVII века. Но зато все более достоверной кажется история о живущем в этом доме привидении.
Триста лет назад здание являлось собственностью начальника рижской гавани Маттео Данненштерна, который приятельствовал с самим императором Петром I. Монарший любимец был богатым человеком, собирал у себя в огромном, богато украшенном зале, весь свет Риги. Столы ломились от дорогих яств в изысканной посуде, развлекали гостей нанятые бродячие комедианты, для чего в зале было сооружено подобие сцены.
После смерти Даненнштерна дом ушел в чужие руки и часто менял хозяев. В 20-е годы прошлого века им владела семья богатых рижских торговцев Пфабов. Однажды они пустили побродить по зданию популярного рижского журналиста и краеведа Бориса Шалфеева.
И внезапно вскрылась зловещая тайна. «Поднявшись по темной, с веревочными перилами, лесенке, – с волнением описывал Шалфеев, – вы попадаете в 3-й этаж – в складочное помещение. Здесь пусто. Только в углу, в нише, виднеются якоря и грузила, какие употреблялись для старых стругов.
Когда глаз ваш привыкнет к полутьме, или если вы откроете ставню единственного окна (оно почти в рост человека), то в дальнем углу заметите черный деревянный гроб, хрупкий и тонкий, а потому, как говорят, не понравившийся той старушке, которая, купив его, забраковала в качестве своего вечного ложа и велела положить на чердаки, пока в доме умрет человек, которому понадобится бесплатный гроб.
Миновали годы. Но в доме этом не было покойника, близкие которого пожелали бы воспользоваться жутким даром умершей. Поэтому многие годы он, покрываясь серою пеленою пыли, продолжает пугать взоры посетителей одного из типичнейших зданий средневековой Риги».
Сколько веков простоял черный гроб на чердаке дома Данненштерна, не знает никто. Однако сто лет назад, когда Шалфеев описал свою находку, по городу сразу пошли слухи, что давно усопшая старушка так и не обрела в загробном мире покой. Ее очень расстроило и рассердило, что гроб не удалось пристроить, и щедрый дар остался без внимания.
А потому она по сей день бродит в окрестностях дома, – благообразная дама с буклями, в старомодном платье, – и задает поздним прохожим один и тот же вопрос: «Вам гроб не нужен?».
Riga.lv.