Ранее сообщалось, что министерство иностранных дел высказало следующее мнение: «Согласно статье 2 закона о международных и национальных санкциях Латвийской Республики, все лица обязаны соблюдать международные санкции. Это означает, что каждое предприятие, в том числе АО Latvijas gāze, несет ответственность за соблюдение международных санкций. Согласно публично доступной информации, ООО ITERA Latvija находится под фактическим контролем Игоря Сечина, и поэтому на ООО ITERA Latvija распространяются установленные против И.Сечина санкции Евросоюза, которые среди прочего запрещают делать средства доступными попавшим под санкции лицам. За нарушение международных санкций предусмотрена ответственность по статье 84 Уголовного закона», — подчеркнули в пресс-службе министерства иностранных дел.
Впрочем, министерство иностранных дел так и не ответило на вопрос, какая институция, в соответствии с латвийскими нормативными актами, должна следить за тем, чтобы Latvijas gāze как публичное акционерное общество в данном конкретном случае соблюдало закон о санкциях и не выплачивало дивиденды ITERA Latvija, а также — какая институция в данном случае имеет право принудительно приостановить выплату, возможно, незаконных дивидендов. Как неофициально прокомментировал один юрист, вполне возможно, что такой структуры вообще не существует, поскольку в латвийском законодательстве в вопросе санкций царит полный хаос.
Дело о дивидендах Latvijas gāze сейчас оценивает Служба госбезопасности.
Госсекретарь министерства экономики Эдмундс Валантис в телефонном разговоре сказал, что он как госсекретарь является представителем акционеров и представляет интересы государства в Latvijas gāzē, а поскольку министерству экономики принадлежит всего лишь 0,00029% долей капитала предприятия, то настоящего влияния министерство не имеет.
На вопрос, есть ли в министерстве конкретное должностное лицо или административное подразделение, которое следит за тем, соответствует ли деятельность АО Latvijas gāze правовым актам, в том числе и за тем, не были ли нарушены санкции, установленные Европейским союзом, госсекретарь ответил, что такого человека или структуры нет, а ответственность за соблюдение санкций несет министерство иностранных дел.
Никакого внятного ответа не удалось получить и от министерства финансов. И министерство финансов так же, как и министерство экономики, всю ответственность перекладывает на Банк Латвии и министерство иностранных дел.
"Согласно части третьей статьи 12 закона о международных и национальных санкциях Латвийской Республики, министерство иностранных дел является координирующим учреждением в общении с международными организациями и компетентными структурами иностранных государств об установлении, введении санкций и применении исключений в Латвии.
Кроме того, согласно части первой статьи 13 указанного закона, компетентные органы осуществляют все те действия, которые необходимы для обеспечения выполнения международных и национальных санкций. В свою очередь в соответствии с частью четвертой упомянутого Закона, Банк Латвии как компетентный орган осуществляет надзор за выполнением предусмотренных международными или национальными санкциями ограничений в отношении участников финансового рынка, для которых настоящим Законом не устанавливается другая компетентная структура" — ответил руководитель департамента коммуникаций министерства финансов Алексис Яроцкис.