"В Москве победа 1945 года приобретает какую-то мистическую ауру: гитлеровскую Германию - самое большое зло – победил не Советский Союз и даже не «советский народ», а одухотворенная «великая Россия», и в этом, к примеру, есть заслуга иконы Казанской Божьей матери, которую Сталин, как говорят, приказал погрузить в самолет, круживший над Москвой для ее защиты, - пишет Франк Гордон в "Латвияс Авизе".
В то же время в Риге 9 мая в последние годы стал чем-то вроде массовой «тусовки» русской общины: ветераны так называемой Великой Отечественной войны, в основном, уже в ином мире, и те многие тысячи людей, собирающихся у подножия «Пардаугавского монстра» не скрывают своей радости по поводу того, что то, что основная нация Латвии именует смену одной оккупации другой, послужило причиной того, что их в Риге так много, и мэр «свой», и в быту можно нормально обойтись без знания латышского языка.
У фюрера Великой Германии Гитлера Мюнхен был куда любимее Берлина. Эту «Баварскую жемчужину» он окрестил столицей нацистского движения (Haupstadt дер Bewegung). В то время как в Берлине, в Рейхсканцелярии, находилось правительство, штаб-квартира нацистской партии - НСДАП -до самого конца находилась в коричневом доме Мюнхена (Braunes Haus). От налетов британской, и особенно американской, авиации Мюнхен пострадал не меньше Берлина - он был разрушен на 50 процентов, а его исторический центр — на 90 процентов.
30 апреля 1945 года, когда Гитлер совершил самоубийство в своем берлинском бункере, в Мюнхен вошли американские войска и среди обслуживающих танковые войска было немало чернокожих, которых немцы увидели впервые. И вот чудо - этих захватчиков из-за границы мюнхенцы приветствовали чуть ли не с ликованием, девушки махали им платочками, настроение было неподдельно радостным, несмотря на то, что город был в руинах.
Почему? Потому, что то были американцы ... А не русские! Мюнхенцы уже знали, как вели себя советские войска в Восточной Пруссии, Померании, Силезии, и теперь им было ясно, что охаянные нацистской пропагандой «Военные слуги Рузвельта и еврейской плутократии» несут им надежду на лучшее будущее.
50 лет назад, в июне 1967 года, армия маленького Израиля в т.н. «Шестидневной войне» одержала блестящую победу над армиями арабских стран, на востоке достигли реки Иордан и освободили старый город Иерусалима, где находится самая большая святыня иудаизма в мире — Стена Плача. Я в то время был ответственным за 8-ю страницу газеты «Ригас Балсс», посвященную зарубежной информации, и был свидетелем того, как наборщики в типографии и линотипистки не скрывали своей радости по поводу того, что, например, «израильские агрессоры ломятся в Дамаск»: ах, значит все же ломятся! И на лице появляется улыбка. Почему? Потому, что израильская армия превратила в металлолом советские самолеты и советские танки, которые Кремль поставил в Египет и Сирию.
Однако эта блестящая победа сделала израильских солдат оккупантами, так как армия до сих пор держит под жестким контролем палестинцев на так называемом Западном берегу. Правда, с 1993 года, у них есть свое собственное самоуправление, но израильская армия имеет право в любой момент там производить обыски, аресты и т.п. Из сектора Газа в 2005 году Израиль хоть и вывел свои войска и ликвидировал еврейские поселения, положив конец оккупации, но там власть захватили экстремальные исламисты из «Хамаса», находящиеся в состоянии войны с «сионистским образованием» (Израилем).
Так спутываются воедино победа и поражение, освобождение и оккупация. Как говорят марксисты - такова диалектика".