Согласно статистике Госполиции, с момента появления первых стационарных фоторадаров в 2015 году, они многократно окупили себя. На текущий момент общие доходы от стационарных фоторадаров составили свыше 34 миллионов евро. Это штрафы, собранные с владельцев транспортных средств и поступившие в госказну. Расходы на содержание стационарных фоторадаров составили 5 миллионов 700 тысяч евро.
Приобретение 84 стационарных фоторадаров было сделано из дивидендов Дирекции безопасности дорожного движения (CSDD). В свою очередь, установка и эксплуатация фоторадаров финансируется Госполицией из средств госбюджета.
Напомним, что в 2016 году был заключен пятилетний контракт с компанией Reck на поставку
и обслуживание фоторадаров на сумму 6.8 миллиона евро. Он действителен до июня 2020 года. За это время компания Reck не повышала цену на свои услуги, ни на один цент.
“Расходы в последнее время выросли. На сотрудников, возросли технические расходы. Несмотря на это, мы свою ценовую политику не меняли», – рассказала «Личному делу» представитель компании RECK Иева Дзерве.
Госполиция заключила договор с CSDD. Они между собой распределили роли, кто и за что в проекте отвечает. Так со стационарного фоторадара в CSDD приходит информация о том, что конкретное транспортное средство нарушило правила дорожного движения. CSDD проводит сравнение транспортных средств в регистре. Когда это сделано, информация отсылается в Госполицию, которая принимает решение о наложении щтрафа. Потом информация возвращается в CSDD и дальше уведомление о штрафе пересылается владельцу транспортного средства.
Сейчас Госполиция тратит по 550 тысяч евро в год на зарплаты своим сотрудникам, которые занимаются обработкой данных с фоторадаров. Еще в момент заключения договора с CSDD Госконтроль обращал внимание на то, что он составлен однобоко и не в пользу полиции. Например, 23 пункт соглашения устанавливал планку оплаты одного рабочего дня фоторадара - не выше 62 евро и 40 центов. Если расходы меньше обозначенной суммы, то стороны должны заключить письменное соглашение об оплате, а если они больше установленной суммы, то полиции просто выставляются счета, которые она должна оплачивать. Кроме этого, в первоначальную версию договора была включена прибыль CSDD в размере 10%.
«Нужно ли столько зарабатывать на безопасности общества? Следуя нашим рекомендациям расценки были изменены, а прибыль уменьшена с 10 до 5%», – рассказала «Личному делу» директор 2-го департамента ревизий Госконтроля Илзе Гринхофа.
Также CSDD включила в счет к полиции расходы на амортизацию фоторадаров. Обычно предприниматель, который использует какое-то оборудование, закладывает амортизационные расходы, чтобы в будущем купить новое. В Госконтроле сочли, что история с фоторадарами -- это не тот случай. И эти расходы значительно увеличивали расценки на обслуживание.
«Возникал вопрос, а куда пойдут эти деньги, которые мы заплатили на амортизацию? Поскольку ответ на него не был ясен, то по нашей рекомендации было принято решение, что эту сумму не надо платить», – пояснила Илзе Гринхофа.
Источник в МВД сообщил «Личному делу», что сейчас CSDD в ультимативном порядке увеличивает счета Госполиции на безопасность, страхование и рабочую силу, по схеме “Take it, or leave it”, – (Бери или уходи). Также в МВД уже официально говорят об увеличении расходов на фоторадары на 100 тысяч евро в следующем году.
В CSDD категорически отрицают факт повышения цены и наоборот говорят о снижении расходов на 25%. А в 2020 году запланированная сумма на обслуживание 100 фоторадаров, по их данным, меняться не будет. Что же касается 5% прибыли, которую получает дирекция, то тут в CSDD ссылаются на правила Кабинета министров номер 170, которые обязывают их планировать прибыль на уровне 5% за предоставленные услуги. Потом эта прибыль, в виде дивидентов поступит обратно в госказну.