Когда на прошлой неделе Шведская оборонная комиссия представила свой доклад «Оборонный потенциал», посвященный формированию военной обороны в период с 2021 по 2025 год, большое внимание к себе привлек политический раскол по этому поводу. Впервые комиссия, в состав которой входят важнейшие политики всех партий парламента страны, не смогла подписать межблоковое соглашение.
Четыре из восьми партий его не подписали, потому что правительство с социал-демократами во главе отказалось принять обязательство увеличить отчисления на оборону до 1,5% от внутреннего валового продукта страны в 2025 году. Эта сумма в сегодняшнем денежном выражении составит 84 миллиарда крон ежегодно (примерно 588 миллиардов рублей — прим. перев.), а это слишком много по нынешним временам, считает «красно-зеленое» правительство.
Сильный страх перед Россией
Меньше внимания было уделено тому, что партии пришли к единому мнению относительно почти всех формулировок 355-страничного доклада. Практически все сильно боятся России и считают необходимым сформировать масштабный альянс из более десяти западных стран.
Как ситуация в сфере политики безопасности, так и военно-стратегическая обстановка ухудшились для Швеции и ближайших к ней стран, в том числе «в результате политического развития в России и роста российского военного потенциала». Упоминаются действия России в Грузии в 2008 году, на Украине с 2014 года и в Сирии после 2015 года. Шведы считают, что это свидетельствует о стремлении России использовать военные средства для достижения своих политических целей как в Европе, так и за ее пределами.
Комиссия полагает, что военный потенциал России «в абсолютном выражении в ближайшее десятилетие будет расти». В то же время, по ее мнению, на Западе на российский военный прогресс до сих пор не отреагировали соответствующим увеличением потенциала.
Масштабное сотрудничество
Оборонная комиссия указывает на ряд недостатков сегодняшней шведской обороны и не исключает вооруженного нападения на Швецию. Поэтому, помимо укрепления собственной обороны, комиссия хочет расширять сотрудничество с другими странами.
Прежде всего в качестве важнейшей платформы внешней политики и политики безопасности Швеции выступает ЕС. Кроме того, желательно укрепление партнерства с НАТО, а также двустороннего сотрудничества в области обороны с рядом отдельных стран.
Особенно с Финляндией
У Финляндии — особое положение. Финско-шведское военное сотрудничество охватывает все подразделения и сферы, где две независимые страны могут вести совместную работу, включая логистику и материально-техническое снабжение. Сейчас Оборонная комиссия посчитала, что пришла пора сделать следующий шаг: две страны должны в мирное время составлять план и отрабатывать действия на случай войны.
«Поэтому Оборонная комиссия считает, что после создания расширенной армейской организации должна быть подготовлена бригада с ресурсами подкрепления, которая сможет действовать в Финляндии в случае кризиса, военной опасности или войны», — говорится в докладе.
А еще шведы скрестили пальцы в надежде, что хотя бы их лучший друг Финляндия купит их истребители «Грипен» (JAS Gripen), от которых Норвегия и Дания отказались еще десять лет назад. Эта сделка принесет не только прибыль в десятки миллиардов крон. Вдобавок у страны появится много новых возможностей — например, работа по подготовке летчиков. Но важнее всего, что финская покупка «Грипенов» скажется на «планировании интегрированных совместных действий в случае войны».
В последние годы Норвегия и Швеция углубили военное сотрудничество. Шведы стремятся укреплять взаимодействие как с армией, так и с ополчением Норвегии, а желательно и с частями ПВО. Поддержание связи с находящейся на западе Норвегией имеет «крайне важное значение для способности Швеции противостоять нападению», и не только: сотрудничество с Норвегией — необходимое условие, чтобы получить помощь от третьей стороны.
Важные крупные партнеры
Великобритания и Франция — единственные европейские партнеры, которые в относительно короткие сроки могут помочь Швеции значительными силами. Шведы сотрудничают с французами в рамках международных операций и в сфере разработки оборонной техники и боеприпасов. Британцы работают над созданием совместных экспедиционных сил высокой мобильности. Для шведов очень важно в этом участвовать, независимо от отношений Британии и ЕС в ближайшие годы. Швеция также высоко ценит деятельность члена НАТО Франции в странах Балтии.
Германия и Польша расположены на южной стороне Балтийского моря, что важно со стратегической точки зрения. Тем не менее двустороннее сотрудничество Швеции с этими двумя странами не столь обширно. Но за последние четыре года Швеция подписала соглашения о расширении участия в военных учениях как с немцами, так и с поляками. Кроме того, Германия стала близким партнером по военному снабжению.
Дания — не слишком активная сила в области скандинавского военного сотрудничества. Со Швецией у нее ведется двусторонняя работа в сфере флота и военно-воздушных сил, но Оборонная комиссия считает, что обе страны должны делать вместе гораздо больше. Комиссия недовольна боеготовностью в тех районах, где две страны расположены ближе всего друг к другу.
Эстония, Латвия и Литва продолжают углублять сотрудничество со шведами в военной сфере. Для трех этих стран также были организованы совместные учения. Швеция заинтересована в том, чтобы развивать сотрудничество с Финляндией и Прибалтикой в связи с гибридной угрозой. Оборонная комиссия отмечает, что для политики безопасности важно, чтобы Швеция поддерживала и развивала сотрудничество со всеми тремя прибалтийскими странами. В частности, она подчеркивает важность военно-воздушных и военно-морских учений «на территории стран Балтии».
Заинтересованность в американцах
Соединенные Штаты очень нужны Швеции в качестве страны-партнера. В течение нескольких десятилетий у страны были двойственные отношения с американцами, но комиссия не сомневается в том, что в интересах шведов — «поддерживать и еще больше углублять двусторонние отношения с Соединенными Штатами», в том числе в области обороны.
В последние годы обе страны стремились развивать потенциал военного сотрудничества. Ключевые моменты — маневры, обучение, материально-техническое обеспечение, исследования и совместная международная работа. «В области военного оборудования и технологий наше сотрудничество очень обширно и имеет большое значение для материально-технического обеспечения», — говорится в докладе.
Соединенные Штаты отказываются предоставлять двусторонние гарантии защиты европейским странам, не являющимся членами НАТО. В то же время Оборонная комиссия подчеркивает, что обе страны заинтересованы в том, чтобы подготовиться к возможному сотрудничеству «в случае кризисной ситуации». США и Швеция озабочены так называемой функциональной совместимостью. Это значит, что страны разработают стандарты и технологии, благодаря которым легко можно будет действовать сообща в случае экстренного военного кризиса.
Развитие НАТО
Швеция ищет способы обеспечить свою безопасность по всему западному миру. Она организует политические беседы, обучает персонал и проводит учения вместе с НАТО. Большинству людей четыре буквы PARP ничего не говорят, но они означают Partnership for Peace Planning and Review Process («Процесс планирования и анализа по программе „Партнёрство ради мира"»). PARP играет центральную роль для сотрудничества — а тем самым и для военной безопасности — с НАТО, ЕС, ООН и ОБСЕ, подчеркивает шведская Оборонная комиссия.
И так считают почти все партии парламента. У Левой партии по этому поводу особое мнение, она не хочет расширять сотрудничество с НАТО и США.
Швеция ищет пути к политической безопасности, и, несмотря на официальный внеблоковый статус, друзей у нее достаточно.
ИноСМИ