«Смерть российским оккупантам». Раньше за такой призыв, как и за любое проявление агрессии и использования языка ненависти в социальной сети Facebook и Instagram можно было получить бан. Теперь компания Meta временно разрешила выражаться в отношении российских военных. Иначе пришлось бы блокировать очень многих.
Российская Генеральная прокуратура потребовала признать компанию экстремистской организацией. Facebook заблокирован на территории России. Instagram тоже могут заблокировать. Депутаты Госдумы обратились в следственный комитет РФ и вообще обещают реагировать.
Ранее социальные сети Facebook и Instagram не были замечены в одобрении языка ненависти. За любые призывы к вражде там блокировали пользователей. Иногда даже за цитаты из классиков. Теперь правила изменились. Как к этому относиться мы спросили у медиаэксперта Сергея Крука, профессора университета имени Страдиня.
«Чему это поможет? Сейчас главное солидарная помощь, поддержка! А не эмоциональные выхлопы. Эмоциональные выхлопы, возможно, работают на каждого отдельного пользователя фейсбука, которому нужно себя позиционировать. Громче и громче».
Но сплотить общество, по мнению Сергея Крука, это вообще никак не поможет.
Писатель Борис Акунин, живущий в Великобритании, объяснил нынешнее отношение ко всему русскому на Западе:
«Погублена репутация всего русского. Мне рассказывают со всех сторон про это. Люди с утра до вечера видят эти ужасные кадры. Они испытывают эмоции. Они не могут выплеснуть их на Владимира Владимировича Путина. Тем более везде говорят, что Россия напала, а не Путин. Это сделала Россия, это сделала Россия, это сделала Россия. Естественно, очень резко изменилось отношение к русским».
Тем, кто активно пишет комментарии в социальных сетях, стоит помнить: если политика фейсбука изменилась, то законодательство Латвии — нет! У нас в стране есть 78-я статья Уголовного закона — разжигание вражды или ненависти по признакам расовой, этнической и национальной принадлежности, в т. ч. в Интернете. Сесть в тюрьму по ней можно на три года. Есть и отягчающие обстоятельства. Если разжиганием вражды занимается группа людей, должностное лицо или предприятие — до пяти лет тюрьмы.
Гита Гжижбовска, представитель Государственной полиции, рассказала, что стражи порядка реагируют на сигналы:
«Получая информацию о возможном нарушении закона, в том числе о языке ненависти в социальных сетях, полиция реагирует. И индивидуально оценивает каждый случай соответственно латвийским законам».
Вне зависимости от ваших взглядов, содержащие матерщину и агрессивные комментарии в наших социальных сетях будут удалены. Мы призываем всех оставаться людьми.