Евросоюз на распутье. Как сохранить единство? Отвечает депутат Европарламента Андрис Америкс
- Чрезвычайная ситуация в Латвии продлена до 12 мая. В некоторых странах ЕС ограничительные меры намного строже, а в некоторых уже заговорили об их постепенной отмене. Получается, в Евросоюзе нет единства по такому важному вопросу?
- Это и не удивительно. Все, что касается медицины, социальной сферы, находится в зоне ответственности каждой страны. Эти функции не подчиняются общему решению.
Однако координация усилий необходима. Об этом глава ЕК Урсула фон дер Ляйен заявила на недавней пресс-конференции, представляя рекомендации странам-участницам по отмене ограничений, связанных с вирусом. Планируется снимать ограничения на основе общих критериев, прежде всего эпидемиологических и социально-экономических. Об этом нужно своевременно информировать другие страны-участницы и учитывать их мнение, сказала глава ЕК.
- Какова роль Евросоюза в этой чрезвычайной ситуации? Сегодня такой вопрос возникает у многих...
- Она велика... Так, при закрытых границах удалось оперативно обеспечить поставку необходимых товаров, медицинских и защитных средств на рынок ЕС путем создания так называемых зеленых коридоров.
Государства Евросоюза получили быстрый доступ к запасам медицинского оборудования RescEU - таких как аппараты вентиляции легких и защитные маски. ЕС принял соглашение о совместных закупках, и теперь наши страны могут вместе приобретать необходимое медицинское оборудование и лекарства, а это надежнее и выгоднее.
Чтобы ускорить получение вакцины против вируса, из средств европейской программы финансируются 18 проектов и 140 групп исследователей.
Важно и то, что благодаря механизму гражданской защиты домой смогли вернуться более 10 000 европейцев, которые застряли во многих странах мира.
Но главное, конечно, еще только предстоит сделать - а именно, поддержать экономику.
Рука помощи
- Эксперты говорят, что экономика Европы переживает самую страшную за последние 70 лет рецессию. Что планируется делать для спасения «утопающих»?
- На преодоление пандемии и ее последствий Евросоюз выделяет огромную сумму - 540 миллиардов евро. Пакет финансовой помощи состоит из трех частей.
300 миллиардов евро пойдут на поддержку безработных, а также малого и среднего бизнеса. 240 миллиардов будут предоставлены государствам, наиболее сильно пострадавшим от последствий пандемии, в рамках Европейского стабилизационного механизма (ESM). Эта сумма сопоставима с размером предполагаемых экономических потерь государств еврозоны - то есть с двух процентов их ВВП. Еще 200 миллиардов евро из гарантийного фонда Европейского инвестиционного банка будут направлены на кредиты предприятиям.
Чтобы сохранить рабочие места в то время, как предприятия из-за кризиса снижают свою экономическую активность или вовсе прекращают деятельность, Европейская комиссия создала программу SURE. Она должна обеспечить перевод сотрудников предприятий в режим неполной занятости. На эти цели выделено 100 миллиардов евро.
Этих договоренностей удалось достичь не сразу. Министры финансов стран ЕС в формате видеоконференции спорили 16 часов - всю ночь.
- В чем была суть противоречий?
- Северные и южные страны по-разному смотрят на меры по спасению экономики. Италия выступает за выпуск «коронабондов» - общего инструмента для заимствования денег на мировых рынках. Ее поддерживают Франция, Греция, Бельгия, Португалия, Ирландия, Кипр, Словения и Люксембург.
А вот Германия, Австрия и Нидерланды предпочитают пойти по тому пути, к которому ЕС прибег во время греческого кризиса 2012 года - то есть давать деньги в обмен на меры жесткой экономии в стране.
В итоге все-таки удалось достичь компромисса. Было решено, что получение кредитов не будет ставиться в зависимость от определенных макроэкономических критериев. Но только временно - до окончания кризиса.
- Что от этого «золотого дождя» достанется Латвии?
- Латвии из средств Евросоюза будут доступны займы для поддержки здравоохранения, борьбы с безработицей и поддержки малого и среднего бизнеса.
Европейский механизм стабильности открывает для Латвии кредитную линию на сумму два процента внутреннего валового продукта, а это 600 миллионов евро. Этот заем страна может использовать для покрытия расходов здравоохранения. Кредит надо взять в течение года, но срок запроса можно будет продлевать дважды на шесть месяцев.
Европейский инвестиционный фонд будет поддерживать малые и средние предприятия путем выдачи гарантий и вложений в их капитал. Если Латвия решит использовать эту возможность, она сможет рассчитывать на получение 25 миллионов евро.
В рамках программы SURE, которая позволяет сотрудникам предприятий избежать увольнений, работая неполный день, Латвия может получить 57 миллионов евро. Эти средства можно будет использовать для выплат, например, пособий по простою.
Однако, учитывая ситуацию, нашему правительству многое придется брать на себя. Это его задача предложить, что и как мы будем делать дальше. Необходимо четкое понимание того, когда мы -- под строгим контролем медиков -- дадим больше свободы экономике. Если этого не произойдет, Латвия может потерять целые отрасли. Об этом в своих письмах ко мне с тревогой пишут представители компаний airBaltic, Balticovo, а также производители торфа.
Это главная задача, которая стоит и перед представителями нашего правительства, и перед нами, депутатами Европарламента: как и чем мы сейчас можем помочь своим?
Подготовлено при поддержке Прогрессивного альянса демократов и социалистов Европарламента.
О евродепутате Андрисе Америксе и прямая связь с ним:
https://www.socialistsanddemocrats.eu/meps/ameriks-andris