Ожидается также, что после налоговой реформы удельный вес налогов на капитал снизится, однако налоговое бремя в секторе низких зарплат всё еще очень велико, указано в докладе.
Снижение налогов на капитал и на доходы трудящихся обошлось казне дорого — а принесло больше всего преимуществ более богатым домохозяйствам и сократило ресурсы политики перераспределения. В целом бремя налогов на рабочую силу уменьшилось. Но в сравнении со средним по Евросоюзу уровнем, оно все еще тяжело для получателей низких зарплат.
Неравенство остается высоким из-за низкого уровня перераспределения доходов через систему налогов и пособий, указывает ЕК. Налоговая реформа 2017-го сделала налогообложение чуть благоприятнее для людей, чьи доходы ниже — однако в целом снижение налогов лишь частично затронуло эту группу населения. А общее снижение налогов рикошетом ударило по социальным пособиям: ведь доступное для этих целей финансирование тоже сократилось, раз стали меньше налоговые поступления.
Публичные издержки на социальную защиту и медицину в Латвии все еще невелики, и они менее эффективны в борьбе с бедностью и в сокращении неравенства, чем в других странах-участницах ЕС. Социальный диалог между работодателями и профсоюзами в частном секторе ограничен, считает Еврокомиссия.
Ситуация на рынке труда в Латвии заметно улучшилась, отмечено в докладе. Уровень занятости высок и среди мужчин, и среди женщин. Безработица сократилась до 7,4% трудоспособного населения, и ожидается, что занятость вырастет еще на 1,5%. Стало меньше молодежи, которая нигде не учится и не работает.
Но в выигрыше от роста экономики — не все, и большое неравенство в доходах все еще остается большой проблемой. Хотя сокращается доля людей, подверженных риску бедности, она до сих пор значительна. А влияние социальных пособий на сокращение бедности — слабое.
Опасения вызывает (не)доступность услуг здравоохранения — очень многие люди с низкими доходами не получают своевременного лечения.
На экономическую ситуацию влияет и продолжит еще сильнее влиять сокращение доли людей трудоспособного возраста в структуре населения, предостерегает ЕК. Улучшение занятости (впервые за три последних года) на фоне сильного роста экономики, по мнению экспертов, лишь кратковременно компенсировало продолжающуюся потерю жителей работоспособного возраста. И рынок труда в Латвии, вполне возможно, поджидает перегрев — о чем свидетельствует рост зарплат на 9% в 2017 году и на 7% в 2018-м.
Еврокомиссия выдала мрачный прогноз: в ближайшие 20 лет Латвия продолжит терять по 1% жителей ежегодно. Этот процесс будет идти примерно теми же темпами, что наблюдался в начале 1990-х. Только вместо эмиграции доминирующими факторами тут станут естественная убыль населения и рождаемость.
И именно численность трудоспособного населения будет падать быстрее, чем в предыдущие два десятилетия. Поэтому важно делать всё возможное, чтобы вовлечь в рынок труда как можно больше людей.
Изменение структуры населения создаст большую нагрузку на пенсионную политику. Плюс сокращение населения снизит эффективность экономики в целом, поскольку содержать всю инфраструктуру страны придется меньшему числу жителей.
В заключении Еврокомиссии также отмечается: при выполнении рекомендаций, данных ей год назад, Латвия в сфере улучшения своей налоговой системы мало чего достигла. Да, проведены различные мероприятия по улучшению собираемости налогов — однако налоговое бремя на рабочую силу осталось высоким.
Что же касается увеличения адекватности минимальных пособий — то в этом направлении улучшений нет совсем, подчеркивает ЕК. Заявлены планы повысить минимальные пособия в 2019 году — но на эти цели еще нужно выделить финансирование.
Европейская комиссия впредь планирует связать свои рекомендации с национальными планами по использованию Фонда выравнивания и других фондов ЕС. Иными словами, все страны должны будут показать, как они хотят использовать европейские деньги для решения вышеупомянутых проблем.
Уже сейчас можно предположить, что дискуссии о том, сколько денег нужно вкладывать в дороги, а сколько — в улучшение образования, будут отнюдь не простыми, сообщил спецкор Латвийского радио в Брюсселе Артем Конохов.
Бюро омбудсмена провело подробное исследование результатов налоговой реформы и пришло к неутешительным выводам. В результате произведенных парламентом изменений в расчете прогрессивного подоходного налога c населения (ПНН) основную прибавку получили люди с высокими доходами, заявила 27 февраля одна из авторов исследования, лектор Латвийского университета Лига Лейтане.
Получилось, что на практике человек с доходом до 1000 евро в месяц и без иждивенцев на своем попечении получил (в результате реформы) максимальную прибавку в размере 6,97 евро в месяц. У человека же с доходами более 55 000 евро в год доходы могут вырасти на суммы до 54,57 евро в месяц, сообщает Латвийское радио 4.
Для семей с детьми тоже всё оказалось хуже:
«Если, например, имеется три человека на иждивении, и у этого лица брутто-зарплата составляет 450 евро в месяц, то в 2018 году по сравнению с 2017-м в реальности последовал не прирост, а уменьшение нетто-дохода – на 2,25 евро. Теперь посмотрим, что с этими доходами происходит в 2019 году по сравнению с 2018-м. В результате возможный выигрыш у человека с одним иждивенцем может составить только 81 цент. Это очень мало! Это такой результат огромной реформы, который, по сути, не достиг индивида».
Минфин уже заявил, что в связи с докладом Бюро омбудсмена не планирует делать какие-либо внеплановые изменения. Реформа утверждена на три года, и министерство планирует следовать графику как в вопросах повышения необлагаемого минимума, так и по объемам льгот на каждого иждивенца. Будут ли учтены выводы Еврокомиссии, министерство пока не сообщило.