«Популизм — неотъемлемая часть политической и общественной жизни, он всегда там был. В известной мере мы все популисты — и политики, и журналисты. Популизм можно видеть и в общественных организациях... Это как варить суп — нужно немного перца и соли.
Вопрос — как много, не пересолено ли. И в последние годы видим, что подчас политика пересолена»,
— считает Пабрикс.
Указывая на причины, политик назвал утрату связи между элитой и «большими народными массами», которую популизм все больше усугубляет.
Пабрикс обратил внимание на еще одну причину распространения популизма: у экономики западного общества — переходный этап, что связано с развитием технологий и роботизации на рынке труда. В такой ситуации люди беспокоятся о работе и выживании, и в большинстве своем это приводит к направлению «как можно не обещать».
На популизм работают и социальные медиа.
«Раньше классические СМИ могли долю популизма в своей информации измерить — проверить, что сообщают. Был известный период люстрации — что пускать в эфир»,
— заявил Пабрикс. В свою очередь, социальные медиа — «глас народа», однако там не хватает проверки фактов.
«Если мы своевременно не проведем реформы или не увидим, что у нас есть какой-то социальный или политический порок, и утонем в этой проблеме глубже, то нам определенно придется выучить более трудные уроки... Нам тогда придется дороже платить популистской политикой на какое-то время», — пояснил Пабрикс.