Лицо на особой подставке. По 16-18 часов лежа на животе. С искусственной почкой и искусственными легкими. Так за свою жизнь борется больной Covid-19. Заботу о нем круглосуточно обеспечивают медсестры интенсивной терапии.
В колледже можно получить только теоретические знания. В отделении они продолжают учиться, осваивать практические навыки изо дня в день.
«Это все осваивается в отделении! Нужно приходить и учиться ежедневно. Непрерывно. Сестра интенсивной терапии потом может плавать по всем отделениям», — рассказала старшая сестра отделения интенсивной терапии больницы им. П. Страдиня Ингуна Лейте.
Каждой медсестре на дежурстве сейчас нужно обихаживать двух пациентов.«Идеалом было бы — один пациент на сестру. Что, к сожалению, невозможно в наших условиях из-за нехватки ресурсов», — пояснил завотделением интенсивной терапии Гирт Фрейс.
В прошлом году, когда Covid-19 свирепствовал, не поддаваясь контролю, в реанимации был «призыв» медсестер. Десять дней медсестры оттуда обучали приемам интенсивной терапии коллег из других отделений. «Они тоже научились и работали у нас в период бурного распространения Covid-19. Если начнется такая ситуация, они придут на помощь», — рассказала Лейте.
Однако постоянно выполнять эту работу способны только энтузиасты: «Старая кость до сих пор держится. Молодые очень часто ломаются. Не могут выдержать эту нагрузку».
В отделении интенсивной терапии средний возраст сестер — 46-48 лет. Именно из-за непрерывного напряжения, связанного с большим числом смертей от Covid-19, молодые медсестры сбегают после первых же дежурств.
«Это очень тяжелая работа. И если сестер столько, сколько есть, начинается выгорание, и обостряются хронические заболевания», — говорит заведующий отделением.
Коллеги откровенно говорят: они не хотят еще одну такую же зиму, как прошлая, добавляет Ингуна Лейте. «Мы не хотим в этих защитных костюмах, говорят. Они настолько выгорели, что просто не хотят возвращения к такой ситуации. Шахтерский труд... Это тяжело, эмоционально тяжело. Ты под землей, воздуха тут нет — доступа кислорода, тебе нужно респиратор носить. Нельзя так, как я сейчас дышу. Да, шахтерский труд».