Неожиданное зрелище, но раньше тут такие поезда ездили довольно часто, правда, без пассажиров - перевозили торф с окрестных болот на фабрику. Общая длина путей достигала 28 км, однако со временем они пришли в запустение и до наших дней сохранились лишь 2,5. Их тоже собирались разобрать, но вмешались люди, для которых тема поездов близка и небезразлична.
- Нам удалось договориться с предприятием, которое добывает здесь торф, и сохранить железную дорогу, - рассказывает Сергей Третьяков, член правления общества «Клуб друзей узкоколейки» („Bānīša Draugu klubs”). Это группа энтузиастов, которая своими силами воссоздала музейную железную дорогу, посвященную также истории добычи торфа в Латвии. - Нам все пришлось переделать. Разобрать, заново переложить, потому что в таком состоянии было... Мы решили, что приведем в порядок.
Спустя почти десятилетие упорной работы коллекция музея уже насчитывает несколько локомотивов полностью на ходу, а также пару отреставрированных и удобных пассажирских вагонов. Уже несколько лет в летний сезон проходят экскурсии и все желающие могут прокатиться на поезде, хотя маршрут пока небольшой - несколько километров от фабрики до болота и обратно.
- Это как хобби, в свободное от работы время. Вот такая мечта детства, - рассказывает Руслан, машинист-любитель за "рулем" тепловоза ТУ8-0425, который везет экскурсию по узкоколейке. Сам он никогда не работал на железной дороге, но любовь к поездам осталась с ранних лет. - У меня перед домом такие же поезда ходили. Для меня это все было знакомом, машинисты научили и разрешали поводить локомотив после школы. Этот опыт остался спустя 20 с лишним лет. Сейчас только железнодорожники подучили в плане правил, а так сел и поехал.
По большому счету такой дизельный тепловоз не сильно отличается от грузовой машины - двигатель от КрАЗа, коробка передач от МАЗа, сцепление, газ... Единственное, добавляется реверс-редуктор, который позволяет двигаться вперед и назад, тормозная система от настоящего поезда и гудок, подавать сигналы. Такой локомотив может разогнаться до 50 км/ч, но вместе с пассажирами обычно не едут больше 10-15 - чтобы насладились поездкой, да и состояние дороги такое, что лучше не рисковать.
- Здесь у нас есть депо, там все реставрируем и чиним. Там у нас стоит еще один похожий локомотив, ждет своего восстановления. Он недавно с покраски, но нужно поставить на колеса, - с гордостью рассказывает Руслан, проезжая мимо здания, вдоль которого выстроились разнообразные тепловозы, вагоны и цистерны. Что-то из этого уже починено и на ходу, но большая часть еще нуждается в ремонте.
Впрочем, катание на поездах это скорее особое событие и для самих "Друзей узкоколейки". Обычные будни энтузиастов железной дороги проходят в тяжелом труде - нужно регулярно проводить техническое обслуживание подвижного состава, ремонтировать пути и следить чтобы ничего нигде не просело и не заросло травой.
В 2014 году 13 человек основали общество «Клуб друзей узкоколейки», с тех пор количество членов увеличилось до нескольких десятков, есть как опытные железнодорожники, так и просто те, кому нравится железнодорожная романтика. Но рабочих рук все равно на все не хватает. Все делается силами добровольцев и в музее регулярно проходят субботники, к которым могут присоединиться не только члены клуба, но и все желающие помочь.
Работы действительно много, есть еще часть пути, которая до сих пор не расчищена - там предстоит вырубить лесные заросли и привести все в порядок, а местами и вовсе проложить рельсы заново.
- Пути нужно поднимать, на прошлом субботнике меняли шпалы... Тут болото, постоянно все проседает, - рассказывает Руслан, сокрушаясь, что все требует ресурсы и силы, а ехать хочется и хочется быстро. По сути, им приходится работать по старинке - укладывать шпалы, рельсы, все скреплять. Нельзя просто собраться кучей и сделать, нужна техника, которая поможет. - Для этого мы сейчас и чиним путеукладчик. Мы получили его из Ливаны, приводим в порядок, там изначально была катастрофа.
Члены клуба занимаются поиском новых экспонатов для музея по всей Латвии и Балтии. Много где залежи торфа уже выработаны и предприятия разбирают свои узкоколейные дороги на металлолом - содержать свою железную дорогу слишком дорого и становится нерентабельно.
- Что-то собираем и пытаемся сохранить историю узкоколейной железной дороги. Ездим, если какой-то вагон или локомотив нравится, то стараемся его приобрести, - рассказывает Сергей. Интересует не только техника, но и запчасти к ней, а еще сами рельсы и шпалы - недавно удалось приобрести фрагменты путей со столетней историей.
Но далеко не все можно купить. Например, сохранившиеся в нормальном состоянии вагоны для пассажиров можно пересчитать на пальцах одной руки. Сергей указывает на красивый новенький вагон.
- Вот этот, например, мы собрали сами от начала до конца. Это полная копия пассажирского вагона, который использовался на узкоколейной железной дороге.
Он признает, что в лучшем случае удается что-то получить в дар, ведь техникой никто не пользуется и она стоит, ржавеет или зарастает травой. Однако далеко не всякое предприятие готово расстаться с имуществом бесплатно, обычно предпочитают при ликвидации продать все разом по цене лома перекупщикам.
Чаще всего энтузиастам приходится все покупать на средства, вырученные за экскурсии и с пожертвований. Поддержки от государства или самоуправления тоже ждать не приходится - музей имеет скорее частный характер и не финансируется из бюджета. Время от времени удается получить деньги из различных культурных фондов на отдельные проекты, но регулярным финансированием это назвать сложно. Однако сами энтузиасты не отчаиваются:
- Тихим ходом, но движемся. Несколько лет назад мы и подумать не могли, что сможем так ездить, - с улыбкой говорит Роман и дает громкий гудок, предупреждая о том, что поезд трогается.