Новое правительство еще не сформировано, но уже слышны рассуждения о том, каким будет бюджет Латвии в 2023 году, насколько сложно будет его сформировать, строятся предположения, каким же будет его дефицит. Такие тревожные разговоры вполне оправданны, так как, в отличие от осени 2021 года, Латвия, как и вся Европа, сегодня стоит перед новыми вызовами — это и углубившийся энергетический кризис, и война в Украине, которая также оставляет свой след на развитии народного хозяйства, прозвучало в передаче.
Найти баланс между поддержкой и мерами, призванными стабилизировать экономику и не допустить роста инфляции — это будет самой труднодостижимой задачей для правительства на ближайший обозримый период, считает Штейнбука.
Латвии сейчас можно быть вполне спокойной за свой кредитный ретйинг — он у нее высокий, причем сразу многие независимые агентства его подтверждают, отметила председатель совета. Благодаря хорошему доверию кредиторов Латвия может позволить себе платить меньший процент за обслуживание внешнего долга.
«Хотя есть одно «но». Не будем забывать, что мы находимся на границе с РФ, которая сейчас проводит военные действия в соседних странах — и поэтому на нас все-таки смотрят с некоторой опаской. Поэтому финансовые рынки могут немного завысить проценты по нашим займам».
Госдолг Латвии сейчас, по словам Штейнбуки, оценивается примерно в 43% ВВП. Это — половина среднего дефицита в еврозоне — там средней показатель составляет более 90% ВВП. Дефицит же бюджета в прошлом году, по ретроспективно уточненным данным, оценивается в 6,8% ВВП.