Закон предусматривает, что Кабинет Министров сможет принять решение о мобилизации национальной гвардии до вступления в силу особого правового режима в стране. Правительство сможет принять решение о частичном включении Земессардзе в действующую службу, а остальные нацгвардейцы будут приведены в состояние повышенной боевой готовности.
Также закон обязывает работодателя освобождать мобилизуемого нацгвардейца от исполнения им своих обязанностей без выплаты ему заработной платы. Постановление необходимо, поскольку нацгвардейцы временно станут военнослужащими после прохождения мобилизационного процесса, получения солдатского жалования, поясняется в аннотации к принятым поправкам.
Определено, что Национальная гвардия, на которую распространяется режим повышенной готовности, будет обязана быть доступной в течение шести часов с момента вступления в силу режима повышенной готовности, когда подразделение связывается с Земессардзе через его официальный электронный адрес или по предоставленному им номеру телефона. Аналогичным образом национальная гвардия будет обязана оставаться в Латвии или, если земессарги находятся за пределами страны, немедленно сообщить подразделению Национальной гвардии о возможности возвращения и действовать в соответствии с дальнейшими инструкциями. За неисполнение обязанностей режима повышенной готовности к нацгвардии будет применен штраф до 350 евро.
Закон предусматривает возможность проведения проверок боевой готовности сроком до 72 часов каждые два года. В ходе проверок планируется ознакомиться с порядком оповещения, порядком сбора, а также порядком обеспечения персонала техникой, разъясняется в аннотации к законопроекту.
Максимальный возраст службы в Национальной гвардии также был увеличен с 60 до 65 лет. Специалисты и специалисты-инструкторы Земессардзе смогут продолжить службу даже после достижения 65-летнего возраста, если их здоровье и физическая подготовка будут соответствовать установленным требованиям.
Сейм также принял сегодня в окончательном чтении соответствующие поправки к Закону о национальной безопасности и Закону о мобилизации.