Однако и будущие пенсионеры могут столкнуться с проблемами.
Если у нас во дворе Министерство благосостояния не найдет нефть, то мы можем полагаться только на средства, которые мы по системе солидарности поколений можем дать и которые люди сами накопили через 2-й уровень или через 3-й уровень, или же вкладывали в недвижимость», — уверен он.
«...если сегодня 100 работающих содержат 35 пенсионеров, но в будущем — лет через 40 — это число вырастет в два раза. То есть эти же 100 работающих будут содержать около 70 пенсионеров. Размер пенсий будет снижаться еще и потому, что мы будем жить дольше. По мере того, как мы будем жить дольше, этот пенсионный капитал будет делиться на большее число лет. Если сегодня мы живем в среднем 17 лет на пенсии, то через 40 лет будем жить уже 22 года на пенсии», — считает Олег Ткачев, экономист Банка Латвии.
С такой точкой зрения, однако, не согласен Янис Рейрс, министр финансов, экс-глава Минблага.
«Мы не можем изолированно смотреть на то, сколько будет объем пенсий. Все-таки это результат экономической активности и удачи государства как экономического деятеля. Сколько будет тот же ВВП, какой будет минимальная цена одного рабочего часа. И потом мы видим, что государство показывает на этом пенсионном капитале, но сам капитал — это результат, насколько удачно государство работает экономически, финансово и в других отраслях», — отметил он.
«Мы делали оценку того, как бы выглядел социальный налог, чтобы в будущем не возникало проблем с размером пенсий. Выяснилось, что тогда социальный налог нужно увеличить чуть ли не до 50% — сейчас 35%. Совершенно очевидно, что такой налог был бы слишком высоким — один из самых высоких в мире. Поэтому, скорее всего, тут речь надо вести о комплексе различных мер по улучшению состояния будущих пенсионеров. Например, второй и третий пенсионный уровень — может быть, больший упор делать на то, чтобы люди сами делали какие-то дополнительные накопления», — добавил Ткачев.
«Нам нужно работать в двух направлениях. Одно — как улучшать жизнь сегодняшних пенсионеров, у которых очень маленькая пенсия. У нас 30 тыс пенсионеров, у которых пенсия меньше 150 евро. И, конечно, 200 евро — это тоже мало», — уверен Андрис Скриде, глава комиссии Сейма по социальным делам
Из-за старения общества и других факторов размер пенсии по отношению к средней зарплате в стране упадет, и в 2050-60 гг. может составить 24% прежней зарплаты пенсионеров.