Повышение акциза на топливо — мера необходимая, утверждает Министерство финансов. По подсчетам ведомства, недобор бюджетных средств в первый год налоговой реформы может составить 235 млн. евро. Компенсировать
«Одна из налоговых стратегий — перенести частично налоговое бремя с рабочих на потребление, поэтому и рассматривается вопрос об акцизе не только на топливо, но и обо всех акцизах. Второй момент — акциз как таковой в уже имеющемся законе имеет определенный график, каким образом он будет увеличиваться. То есть не какая-то новая инициатива: когда-то было решено вообще его не трогать, сейчас только принято решение что-то изменить. То есть это довольно планомерная политика увеличения акциза.
Речь не идет о повышении в течение одного года, это период до 2021 года, в рамках которого увеличиваются какие-то акцизы»,
— пояснил советник министра финансов Юрий Спиридонов.
Впрочем, динамику пока ещё только подсчитывают, однако, как заверил Юрий Спиридонов, акциз на топливо не должен быть выше, чем в соседней Эстонии, и за этим в Латвии будут тщательно следить.
«В любом случае, мы сохраняем свою позицию на балтийском рынке — там, где мы находились, там мы будем находиться.
У нас не будет ситуации, что мы значительно будем превышать — или вообще будем превышать — то, что делают наши соседи», — уверил он.
Впрочем, политики правящей коалиции пока весьма сдержанно оценивают планы повышения акциза на топливо. Компенсационные механизмы налоговой реформы находятся в разработке, и делать какие-либо выводы пока рано, философски заметил глава парламентской фракции Союза «зеленых» и крестьян Аугуст Бригманис.
«Нет цифр, есть только вокруг да около разговоры «что было бы, если бы небо свалилось на землю». Как я могу ответить насчет акцизного налога? Что было бы, если бы он был?
Пока нет предмета разговора, есть всякого рода сплетни. Ни министр финансов, ни премьер сами не вышли с таким предложением. И когда вот такое конкретное предложение будет, тогда и будет конкретный ответ»,
— заявил он.
В свою очередь, во фракции «Единства» уже сформировалась определенная позиция по поводу возможного повышения акцизного налога на топливо. Замруководителя фракции Эдвард Смилтенс смотрит на это скептически: говорит, что повышение акциза вызовет новый виток инфляции.
«Я смотрю на эту инициативу очень осторожно. Первое, что надо знать — влияние на инфляцию и на цены, надо понять, какие и сколько стоят все эти инициативы, которые призваны заместить дефицит, вызванный снижением налогов»,
— указал политик.
Экономист Вячеслав Домбровский отмечает, что повышение акцизного налога на горючее, конечно, приведет к росту цен и на топливо, и другие товары, но повышение не будет большим.
«Чтобы цена на какой-то товар, ну, например, здесь, выросла на 2%, необходимо, чтобы удельный вес топлива в общих издержках был бы 50%. Но мне сложно представить, где, в какой отрасли это было бы так»,
— пояснил он.
Экономист заметил, при реализации налоговой реформы у людей появится больше средств, а значит, они смогут оплатить более дорогое горючее.
За прошлый год цены на топливо на латвийских автозаправках значительно упали: отразилось падение нефтяных котировок на мировых рынках. Низкие цены на бензин и дизель обеспечили рост продаж топлива на заправках почти на 6%. Латвийцы стали больше ездить.
Но это не единственная причина выросшего оборота: местным бензином закупаются эстонские соседи, у них топливо дороже. Если в Латвии вырастет акциз, это приведет к тому, что часть рынка продаж будет потеряна, уверен глава Ассоциации торговцев топливом Мартиньш Стиранс.
«Нет никаких данных, чтобы Литва планировала бы тоже поднимать акцизный налог на бензин и на дизельное топливо. Математика простая: мы будем еще дороже, чем Литва, а это означает, что эстонцы поедут дальше, в Литву — особенно транспортные компании.
А также много латвийских потребителей поедут просто закупаться в Литве. И тут это уже не просто теория — это уже показывает эстонский пример»,
— уверен Стиранс.
Международные автоперевозчики уже открыто заявили Минфину, что будут заправляться топливом в соседних Литве или России, где оно дешевле. Стиранс говорит, что повышение акциза приведет к обратному эффекту: налоги уйдут в другую страну.
Глава ассоциации прогнозирует: повышение акциза вновь может привести к росту доли контрабандного топлива, с чем сейчас почти что удалось справиться. Стиранс также напомнил, что 60% цены топлива в рознице — это налоги. В данный момент стоимость одного литра 95-го бензина на латвийской АЗС — 1,14 евро, дизельного горючего — чуть больше евро.
Как уже сообщалось, Министерство финансов взвешивает возможность повысить с будущего года акциз на бензин на 4,1 цента за литр, а с 2020 года - еще на три цента. Ставка налога на дизтопливо будет на 4,5 цента выше в 2018-м и еще на 5,7 цента поднимется в 2020-м. На автогаз – на 1,7 и затем на 3,1 цента соответственно. За счет этих манипуляций с акцизным налогом Минфин надеется дополнительно получить в казну свыше 40 млн евро.
Экономисты склоняются к мысли, что повышение акциза даст лишь часть запланированных поступлений, и тогда Латвии придется вернуться к дискуссии об изменении налога на добавленную стоимость (НДС).
Эксперт банка SEB по макроэкономике Дайнис Гашпуйтис считает, что одним только повышением акциза на топливо не обойтись – нужны и другие налоговые поступления, чтобы компенсировать недобор, который возникнет у государства в кармане в результате реформы:
«До сих пор особо не трогали изменения основных ставок НДС, но если не будут найдены компенсационные механизмы – мы еще к этому вопросу вернемся, и опять пойдет речь о сниженных ставках, которые можно повысить до размера основной. Нужно считаться с тем, что не во всем будут выгоды, и цены повысятся».